Информационный портал "Город Кострома"
15 сентября, Кострома 7,6°
Курс ЦБ 84,38 99,33

Мы используем cookie.  Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика,top.mail.ru, LiveInternet.

Новости 16+

Утилизационный сбор отменили? Китайские бренды захватят рынок, а АвтоВАЗ рухнет? Кто теперь станет хозяином дорог в России

Автомобильный рынок России снова оказался в центре громкой дискуссии. Утилизационный сбор, задуманный как защита для отечественного автопрома, неожиданно обернулся инструментом для иностранных компаний, прежде всего китайских.

Главная картинка новости: Утилизационный сбор отменили? Китайские бренды захватят рынок, а АвтоВАЗ рухнет? Кто теперь станет хозяином дорог в России
Шедеврум

Ловушка, в которую угодил АвтоВАЗ

Когда в стране вводили утилизационный сбор, задача выглядела предельно ясной: обложить импорт и тем самым поддержать АвтоВАЗ. Логика проста — чем выше сбор, тем выгоднее покупать Lada. Однако в законе не было прописано, что льготы распространяются только на тольяттинский завод. Любой производитель, имеющий предприятие на территории России, получал право на компенсацию.

Китайцы оказались готовы сыграть по этим правилам. Первым пример показал Haval. В 2019 году компания открыла в Тульской области завод полного цикла: сварка, штамповка, окраска, а позже и выпуск собственных двигателей. Такой уровень локализации позволил получать почти полное возмещение утильсбора. Результат не заставил ждать: Haval Jolion стал одним из лидеров рынка, составив прямую конкуренцию Lada Vesta.

Эффект домино: китайцы закрепляются

История Haval быстро подтолкнула других игроков.

  • «Москвич» собирает автомобили JAC в Москве и тоже претендует на возврат сбора.
  • Chery через новый бренд Tenet готовит запуск в Калуге с полноценным циклом.
  • Geely использует белорусский завод «БелДжи», откуда поступают машины с высокой степенью локализации.
  • «Автотор» в Калининграде одновременно выпускает несколько китайских марок. 
    Даже Evolute и JAC в союзе с УАЗом наращивают производство, постепенно встраиваясь в систему льгот.

По сути, китайские концерны превратили ограничение в стимул и начали строить заводы там, где их не ждали.

Дежавю: история повторяется

Россия уже сталкивалась с подобным. В 2000-е годы заградительные пошлины привели к тому, что крупнейшие мировые концерны — Hyundai, Kia, Volkswagen — открыли здесь предприятия. В итоге рынок заполнили Solaris, Rio и Polo, а доля АвтоВАЗа сократилась до исторического минимума.

Сегодня схема с утильсбором повторяет ту же логику. Только вместо европейцев главным бенефициаром стали китайцы.

Новый порядок на рынке

Теперь именно иностранные производители, вложившиеся в российские заводы, больше всего заинтересованы в сохранении высоких ставок утильсбора. Для них это барьер, защищающий от новых конкурентов. АвтоВАЗ же оказался в сложном положении: он не единственный, кто пользуется государственной поддержкой, но обязан бороться за рынок на равных.

Возникает вопрос: может, главной задачей утильсбора изначально было вовсе не спасение АвтоВАЗа, а ускоренное создание промышленной базы в России? Так или иначе, платить за этот эксперимент продолжают простые автолюбители, ведь именно они сталкиваются с завышенными ценами в автосалонах, пишет Андрей Якунин .

Читайте также: 

Новости партнеров




Статьи по теме: