Новости 16+

В СССР было массовое производство — а сейчас на нуле: почему в России перестали выпускать мотоциклы

Еще не так давно советские мотоциклы были неотъемлемой частью пейзажа российских дорог. Легендарные «Ижи», грозные «Уралы», юркие «Восходы» и трудяги-«Муравьи» выпускались десятками тысяч в год на заводах по всей стране. Сегодня от этой мотоциклетной империи остались лишь воспоминания да несколько малосерийных производств.

ko44.ru

Четыре островка в мотоциклетном океане

В 2024 году в России можно говорить лишь о четырёх производителях, которые самостоятельно изготавливают рамы для мототехники:

Ирбитский завод продолжает выпускать знаменитые «Уралы» с коляской, но почти всю продукцию отправляет в США. Калининградский «Балтмоторс» специализируется на внедорожных моделях. Ковровский завод имени Дегтярёва производит вездеходы и трициклы для особых условий. Ижевский «Ижтехмаш» выпускает внедорожники «Скаут».

Общий объём производства этих предприятий не превышает 2000 единиц в год — капля в море по мировым меркам.

Семь причин исчезновения отрасли

Почему же страна, обладавшая развитым мотостроением, практически его потеряла? Эксперты выделяют семь ключевых причин.

Во-первых, отсутствие экономической целесообразности. Создание современного мотоциклетного производства требует огромных инвестиций и 10-15 лет непрерывной работы до выхода на окупаемость. Прибыльность такого бизнеса слишком низка, чтобы привлекать крупных инвесторов.

Во-вторых, утеря компетенций. За годы простоя исчезли целые поколения инженеров и технологов. Сегодня в России крайне мало специалистов, способных организовать массовое производство конкурентоспособной мототехники.

В-третьих, полная зависимость от импорта. В стране не производятся двигатели, колесные диски, качественная резина, амортизаторы, тормозные системы и электроника для мотоциклов. Всё приходится закупать в Китае, что создает логистические проблемы и ограничивает модельный ряд.

В-четвертых, проблемы с сертификацией. В России не осталось аккредитованных испытательных центров для мототехники. Провести необходимые испытания для получения одобрения типа транспортного средства просто негде.

В-пятых, нестабильная экономическая ситуация. Резкие колебания курса валют, высокая инфляция и частые изменения законодательства делают долгосрочные инвестиции в мотопроизводство чрезмерно рискованными.

В-шестых, тотальная конкуренция с китайскими брендами. Китайские производители предлагают невероятно дешёвую технику при развитой дилерской сети. Конкурировать с ними по цене практически невозможно.

В-седьмых, огромные финансовые потребности. Организация массового производства требует многомиллионных вложений на много лет вперед. Частный бизнес не готов нести такие риски без государственной поддержки.

Есть ли будущее у российского мотостроения?

Аналитики сходятся во мнении: возрождение отрасли возможно только при активном участии государства. Частные компании самостоятельно не справятся с таким масштабным проектом. Потребуется создание специализированного кластера с льготным финансированием, таможенными преференциями и целевыми программами поддержки.

Пока же российские мотолюбители вынуждены выбирать между подержанными японскими мотоциклами и новыми китайскими аналогами. А легендарные «Ижи» и «Уралы» постепенно переходят в разряд музейных экспонатов и объектов для ностальгических реставраций.

Материалы по теме:

Накупили в "Ермолино" вкусностей по рекомендациям друзей: пиццу, коксовое печенье, кордон-блю с ветчиной и сыром - дегустируем и оцениваем покупки

Для чего продавцы "Магнитов" и "Пятёрочек" забирают себе маленькие пакетики из ящиков с бананами

Автор: Светлана Левицкая