Информационный портал "Город Кострома"
11 сентября, Кострома 13,1°
Курс ЦБ 84,92 99,82

Мы используем cookie.  Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика,top.mail.ru, LiveInternet.

Новости 6+

Вертолет Ми-32 должен был заменить колонну тягачей: зачем СССР мечтал о «летающем кране»

В 1970-х СССР мечтал покорить недоступные территории страны — строились планы по добыче ресурсов в глубокой тайге и тундре, где дорог не существовало. 

Главная картинка новости: Вертолет Ми-32 должен был заменить колонну тягачей: зачем СССР мечтал о «летающем кране»
Википедия

Туда, где грузовики бессильны, нужен был «летающий кран», способный за один рейс поднимать десятки тонн и устанавливать тяжёлое оборудование в самых труднодоступных местах. Так родилась идея Ми-32 — проекта, которому было суждено остаться легендой.

Зачем СССР был нужен «летающий монтажник»

Освоение богатых ресурсами районов Сибири и Дальнего Востока требовало техники, способной доставлять трансформаторы, турбины, мостовые фермы и целые заводские модули туда, где не проедет ни один тягач. Существующие модели Ми-6 и Ми-10 уже работали на пределе возможностей, но 20–25 тонн груза стало недостаточно.

Инженеры МВЗ имени Миля предложили создать вертолёт нового класса, который мог бы поднимать до 55 тонн за один раз. Машина должна была доставлять груз не только быстро, но и с ювелирной точностью — прямо на строительную площадку или монтажное место.

Уникальная конструкция

Ми-32 проектировался как трёхвинтовой гигант с шестью мощными двигателями Д-136 — такими же, как на Ми-26. Схема треугольника обеспечивала устойчивость, компенсировала вибрации и снижала риски разрушительных резонансов. Максимальная взлётная масса машины достигала 146 тонн, потолок — до 4 километров.

Экипаж состоял из двух пилотов, борттехника и оператора. Последний управлял грузом через нижнюю кабину, контролируя точность установки до сантиметра. Подвесная система позволяла менять длину строп от 5 до 60 метров, что делало Ми-32 полноценным «монтажником в воздухе».

Потенциальные возможности Ми-32

  • установка опор ЛЭП и пролётов мостов над болотами;
  • транспортировка тяжёлой бронетехники и радаров через бездорожье;
  • монтаж турбин и заводских модулей без сборки по частям;
  • быстрая переброска инженерных конструкций и оборудования.

Проект мог радикально ускорить освоение северных территорий, строительство БАМа и развёртывание крупных промышленных объектов.

Почему проект закрыли

Несмотря на амбициозные цели, Ми-32 так и не поднялся в воздух. Причин несколько:

  1. Сложность производства — трёхвинтовая схема требовала новой промышленной базы и уникальных комплектующих.
  2. Высокие риски — шесть двигателей и сложные редукторы повышали вероятность отказов, а работать нужно было в условиях крайнего холода.
  3. Экономические ограничения — в начале 1980-х приоритеты сместились к более дешёвым и проверенным решениям.
  4. Альтернативы — использование Ми-26, гусеничных кранов и зимников оказалось проще и выгоднее.

Наследие проекта

Хотя Ми-32 так и не был построен, его разработки не пропали. Опыт в аэродинамике, синхронизации винтов и точной подвеске лёг в основу будущих моделей вертолётов. Этот проект стал символом инженерной смелости советской школы конструкторов, которая стремилась решать невозможные задачи, пишет автор Дзен-канала “ Pochinka_blog ”.

Читайте также: В СССР оленина была, но почти никто её не ел: объясняем, что не так с этим мясом 

Новости партнеров




Статьи по теме: