"Взлётный режим! Мы падаем! Эх, всё конец..." — катастрофа Ту-154 в Иркутске: ничего не предвещало
Катастрофа Ту-154 под Иркутском: хроника роковых ошибок.
4 июля 2001 года авиалайнер Ту-154М авиакомпании "Владивосток Авиа" выполнял рейс из Екатеринбурга во Владивосток с промежуточной посадкой в Иркутске. На борту находились 145 человек — 136 пассажиров и 9 членов экипажа. Командиром воздушного судна был опытный пилот Валентин Гончарук с 27-летним стажем.
При заходе на посадку в Иркутске экипаж столкнулся с критической ситуацией:
- Высокая скорость — 540 км/ч вместо положенных 400, что грозило проскочить точку разворота;
- Забытая механизация — в спешке пилоты не выпустили закрылки для увеличения подъемной силы;
- Ошибка в пространственной ориентации — командир, привыкший к советским авиагоризонтам, неправильно интерпретировал показания западного прибора, увеличив крен до 48°.
В 02:04 по местному времени самолет вошел в штопор. Запись бортового самописца зафиксировала отчаянные попытки экипажа выровнять лайнер:
"Режим! Режим добавь!"
"Взлётный режим! Господи!"
"Эх, всё!"
Ту-154 рухнул на лесную поляну в 22 км от аэропорта. Сила удара была такова, что обломки разбросало на площади 1,5 км. Никто из находившихся на борту не выжил.
Причины трагедии
Расследование выявило цепь фатальных ошибок:
- Нарушение командного взаимодействия — командир постоянно вмешивался в управление, дезориентируя второго пилота;
- Пропуск контрольных проверок — экипаж забыл проверить конфигурацию самолета перед заходом на посадку;
- Недостаточное знание оборудования — новый тип авиагоризонта требовал переподготовки пилотов.
Источник: Дзен-канал “Расследования авиакатастроф”