С 1 января 2025 года в России вступают в силу изменения в системе штрафов за нарушение правил дорожного движения, что вызвало значительное внимание общественности и обсуждения среди экспертов. Генеральный директор профессиональной юридической группы АИД, юрист Давид Адамс, в интервью РИА Новости подробно рассказал о нововведениях и их значении для водителей и общества в целом.
Эти изменения были официально утверждены Госдумой 12 декабря, а Совет Федерации одобрил их на заседании 20 декабря.
Согласно новым правилам, значительное внимание уделяется нарушениям скорости. Давид Адамс объяснил, что штраф за превышение скорости на 20-40 километров в час увеличится с 500 рублей до 750 рублей. Это повышение связано с тем, что многие действующие размеры штрафов долгое время не пересматривались, теряя свою актуальность в условиях инфляции и роста доходов населения. Такое изменение, по словам юриста, является шагом к модернизации устаревшей системы наказаний и демонстрирует стремление государства повысить их превентивный эффект. Адамс подчеркнул, что повышение финансовой ответственности поможет водителям быть более внимательными и осторожными на дорогах, что, в свою очередь, снизит количество аварий.
Еще одно ключевое изменение касается вождения в нетрезвом виде, что является одним из самых серьезных и опасных нарушений на дорогах. Штраф за подобное деяние возрастает с 30 тысяч до 45 тысяч рублей. По словам Давида Адамса, высокая вероятность возникновения аварийных ситуаций из-за пьяных водителей требует более строгого подхода. Особенно важно, что аналогичный штраф будет грозить за отказ от медицинского освидетельствования, что фактически приравнивается к признанию вины. Это ужесточение, по мнению юриста, продиктовано стремлением государства повысить уровень общественного порицания и предотвратить подобное поведение в будущем.
Изменения не обошли стороной и порядок оплаты штрафов. Теперь льготный период для уплаты штрафа увеличен с 20 до 30 дней, но при этом размер скидки сокращен с 50 процентов до 25 процентов от общей суммы. Это нововведение, как считает Адамс, уравновешивает условия для водителей, давая им больше времени для выполнения обязательств перед государством.
Давид Адамс также отметил несколько ключевых целей этих мер. Во-первых, ожидается снижение аварийных ситуаций на дорогах, поскольку более строгие штрафы могут стимулировать водителей к более осторожному и дисциплинированному поведению. Во-вторых, перераспределение доходов от штрафов позволит улучшить региональную инфраструктуру. Теперь 75 процентов собранных штрафов будут оставаться в региональных бюджетах, что может поспособствовать модернизации дорожной сети и созданию более безопасных условий для всех участников дорожного движения.
Несмотря на все положительные аспекты, Адамс подчеркнул, что радикальное увеличение штрафов не является панацеей от нарушений ПДД. Он высказал опасение, что систематические нарушители могут продолжать игнорировать правила, рассматривая штрафы как часть неизбежных расходов на управление автомобилем. Юрист также отметил важность общественного восприятия изменений: многие водители могут считать эти шаги попыткой государства "обогатить" бюджет, а не проявлением заботы о безопасности граждан.
По словам Давида Адамса, эффективность новых мер будет определяться не только размером штрафов, но и качественно организованным контролем и правоприменением, включая работу камер фиксации нарушений, инспекторов ГИБДД и системой возможности обжалования штрафов в суде. Тем не менее, основная цель ужесточения штрафных санкций заключается в защите жизни и здоровья граждан, а не в пополнении государственной казны.