Новости 16+

Зарядил аккумулятор без снятия клемм — спалил систему? Так ли это на самом деле — ответ автоэлектрика

Можно ли заряжать аккумулятор на машине, не снимая клеммы? Разбираем мифы и реальность.

pxhere.com

Многие автомобилисты уверены: заряжать аккумулятор прямо на автомобиле, не отключая клеммы от бортовой сети, — верный способ угробить электронику. Якобы под ударом окажутся генератор, стартер, проводка и особенно ЭБУ. В Дзен-каналеАВТОБЛОГЕР (AVTO-BLOGGER.RU)” рассказали с точки зрения физики и устройства автомобиля так ли это на самом деле.

Как устроена электросеть автомобиля?

Когда вы заглушили двигатель и вынули ключ из замка зажигания, аккумулятор не отключается от системы. Он продолжает питать охранную систему, часы, память ЭБУ и другие потребители. Напряжение в сети при этом составляет около 12,7 В (для полностью заряженного АКБ). Генератор, который при работе двигателя выдает 14,2–14,7 В, отключен. Вся электроника современного автомобиля рассчитана на кратковременные скачки напряжения до 18–20 В. Это заложено инженерами для защиты от случайных перегрузок.

Что происходит при подключении зарядного устройства?

Большинство современных автоматических зарядных устройств («зарядников») работают в режиме 14,4–14,8 В с силой тока 2–6 А. Для сравнения: генератор выдает ток до 100 А и более. Когда вы подключаете «зарядник» к клемам при заглушенном двигателе, в сети появляется напряжение чуть выше штатного — 14,4 В. Это безопасно, так как:

  • Напряжение близко к режиму работы генератора;
  • ток зарядки в разы ниже, чем выдает генератор;
  • электроника автомобиля рассчитана на такие нагрузки.

Когда действительно может быть опасно?

Риски возникают только в двух случаях:

  1. Использование профессиональных зарядных устройств с ручными настройками. Если выставить напряжение выше 16–18 В и большой ток, можно повредить чувствительные модули (например, ЭБУ или мультимедийную систему). Но даже это маловероятно на современных авто с защитой от перенапряжения.
  2. Зарядка при работающем двигателе. В этом случае генератор и зарядное устройство будут «конфликтовать» за контроль над напряжением в сети, что может привести к сбоям в работе электроники.

Почему немцы разрешают заряжать АКБ без отключения?

У многих премиальных брендов (BMW, Mercedes, Audi) аккумулятор спрятан в багажнике или под сиденьем. Для удобства на кузове выведены специальные клеммы для подключения зарядного устройства — именно потому, что это безопасно. Инженеры таких марок не стали бы добавлять эту опцию, если бы она грозила выходом из строя электроники.

Итог

Заряжать аккумулятор на машине, не снимая клеммы, можно. Главное используйте современное автоматическое зарядное устройство. Двигатель при этом должен быть заглушен. Избегайте «дедовских» методов вроде зарядки высокими токами и напряжением.

Это не только удобно, но и практично — вам не придется сбрасывать настройки магнитолы, окон и других систем после отключения АКБ. Конечно, если аккумулятор требует обслуживания (долив воды, очистка клемм), его лучше снять. Но для обычной подзарядки достаточно подключить «зарядник» прямо на месте.

Материалы по теме:

Опытные водители всегда скручивают стойки стабилизатора с авто — ездят без них: объясняем на пальцах суть

Не "тошнить", но и не до предела — на каких оборотах ездить, чтобы двигатель никогда не ломался

Автор: Светлана Левицкая