Завод ВАЗ известен в первую очередь массовыми моделями, которые стали народными легендами. Но в его истории есть и настоящие диковинки — смелые эксперименты, которые так и не вышли в большую серию. Две такие модели особенно удивляют своей нестандартной концепцией.

ВИС-23454: Седельный тягач на базе «Жигулей»
В 2005 году на выставке «Комтранс» публике представили автомобиль, который вызывал недоумение: седельный тягач с полуприцепом, созданный на основе вазовской классики. Эта модель, ВИС-23454, была разработкой тольяттинского предприятия «ВАЗ Интерсервис» и предназначалась для перевозки легких, но объемных грузов до одной тонны, например, для фермерских хозяйств.
Конструкция была остроумной. Задняя часть пикапа представляла собой полураму с седельно-сцепным устройством. Уникальность была в том, что владелец мог использовать машину как обычный грузовик, не снимая это «седло». Для уверенной езды в автопоезде массой около 3 тонн инженеры установили более мощный 80-сильный двигатель от «Нивы» объемом 1.7 литра.
Самым сложным оказалось решение проблемы с тормозами. Стандартной системы было недостаточно, поэтому ее усилили компонентами от «Нивы». А чтобы соединить гидроприводы тягача и полуприцепа, инженеры нашли изящное решение — использовали «сухой» разъем из деталей гидропривода сцепления «Жигулей». Это позволяло расцеплять автопоезд без долгой и сложной прокачки тормозов.
Несмотря на продуманность, проект оказался коммерчески неуспешным. По данным, в 2006 году продали всего 6 таких машин, после чего их производство сошло на нет.
ВАЗ-2106 «Турист»: Пикап для романтиков
Еще более неожиданным был проект 1976 года — пикап «Турист» на базе «шестерки». Это был не просто грузовичок, а автомобиль, полностью адаптированный для путешествий. Задняя часть кузова была преобразована в грузовую платформу, а салон лишился второго ряда сидений, оставив только два места.
Самым интересным в комплектации была специальная походная палатка, которая шла в комплекте с автомобилем. Но главной «изюминкой» должна была стать система полного привода с подключаемым передним мостом и блокировками дифференциалов — невиданная для легковых ВАЗов того времени роскошь, идеально подходящая для поездок по бездорожью.
Однако руководство завода быстро охладело к идее. Проект закрыли, так и не реализовав полный привод и не установив на опытный образец ту самую палатку. Единственный прототип перекрасили из серебристого металлика в обычный красный цвет и использовали для хозяйственных нужд, пока окончательно не списали.
Общая судьба уникальных проектов
Оба этих автомобиля — ВИС-23454 и ВАЗ-2106 «Турист» — остались редкими экспериментами. Они демонстрируют, что инженерная мысль на ВАЗе работала не только в рамках массового производства, но и порождала смелые, хоть и не всегда практичные концепции. Эти модели стали настоящими «автомобильными призраками» советского и российского автопрома — малоизвестными, но невероятно интересными страницами его истории.
Источник: дзен-канал “В Движении”
Материалы по теме:
Почему ГАЗ-52 и ГАЗ-53 путали даже опытные шоферы: одно важное отличие советских грузовиков