Информационный портал "Город Кострома"
18 октября, Кострома 5,3°
Курс ЦБ 80,98 94,58

Мы используем cookie.  Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика,top.mail.ru, LiveInternet.

Новости 16+

"Жрали" топливо как не в себя: топ-5 самых неэкономичных советских автомобилей

Советский автопром подарил стране машины, ставшие настоящими легендами. Их помнят за уникальный дизайн, феноменальную проходимость и несгибаемую «живучесть». Но за эту надежность приходилось платить — и речь не только о деньгах, а о литрах бензина, которые эти автомобили потребляли с аппетитом, не укладывающимся в рамки заводских нормативов.

Главная картинка новости: "Жрали" топливо как не в себя: топ-5 самых неэкономичных советских автомобилей
ko44.ru

«Запорожец»: Мечта, которая просила есть

Представьте учителя физики на пенсии, который в 1979 году наконец купил свою первую машину — новенький ЗАЗ-968. Восторг от обладания длился недолго. Вместо обещанных заводских 9,5 литров на сотню, двигатель стабильно «съедал» все 12-13. Механики в мастерской лишь разводили руками: «Палыч, это не поломка, а норма!».

Завод указывал идеальные цифры, достижимые лишь в вакууме. В реальности же карбюраторы сбивались, кольца закоксовывались, а зимой прожорливая бензиновая печка добавляла к расходу еще 2-3 литра. Владельцы мирились с этим, ценя неприхотливость и простоту ремонта. Как тот же Палыч, который ворчал на аппетиты своего «Запорожца», но верно катался на нем до конца 80-х.

«Нива»: Цена вседорожных качеств

Легендарная ВАЗ-2121 «Нива» стала настоящим прорывом, первым массовым внедорожником. Но за свою знаменитую проходимость она брала высокую плату. На трассе при скорости 90-100 км/ч расход уверенно держался на отметке 12 литров, в городе подскакивая до 15-16.

Однако все мысли о экономии испарялись, как только «Нива» сворачивала с асфальта. В грязи, на размытых лесных дорогах, где другие машины буксовали, она уверенно двигалась вперед. Владельцы шутили, что 20 литров на сотню в таком режиме — это не перерасход, а плата за уверенность. «Зато теперь понимаешь, куда уходит мой бензин?» — подмигивал один водитель другому, вытащив его застрявшую «Волгу» из глины.

«Козлик» и «Буханка»: Рабочие лошадки с недетским аппетитом

Для настоящей работы в тяжелых условиях существовали ГАЗ-69 «Козлик» и УАЗ-452 «Буханка». Лесничий, отец рассказчика, возил в багажнике три запасные канистры — без них было никак. Двигатель «Козлика» объемом 2,2 литра на трассе «съедал» меньше 17 литров, а по лесу запросто выходил за 25.

Та же история была и с «Буханкой», которая служила машиной скорой помощи в сельской местности. Водители вечно конфликтовали с бухгалтерией из-за перерасхода норм. «По асфальту — литров 15–16, а по грязи и все 25 наматывает», — жаловался один из них. Но все ворчание стихало, когда этот автомобиль доставлял медиков через сугробы или размытые дороги туда, где была нужна помощь.

«Волга»: Статус, который требует жертв

Черная «Волга» ГАЗ-24 была не просто машиной, а символом статуса и успеха в советском обществе. Но ее содержание больно било по карману. Владелец «Волги», начальник почтамта, в частной беседе признавался: «Бензина — 15 литров минимум, а обычно все 17–18 выходит. Масло, запчасти... Начальник я или нет, а зарплата не резиновая».

Однако поменять ее на скромные «Жигули» он не мог: «На чём в обком совещания ездить? Засмеют ведь!». «Волга» была частью образа, и ее прожорливость, как и высокое положение владельца, приходилось принимать как данность.

Эти автомобили стали больше, чем просто техникой. Они были верными спутниками, рабочими инструментами и символами эпохи. Их «неэкономичность» была платой за те качества, которые в тех условиях ценились гораздо выше — надежность, проходимость и престиж.

Материалы по теме:

В СССР было массовое производство — а сейчас на нуле: почему в России перестали выпускать мотоциклы

Главные недостатки ВАЗ-2101: на них жаловались многие водители в СССР

Новости партнеров