Проспект Мира был захолустной улицей, на которой жили преимущественно огородники.
Сегодня проспект Мира - одна из главных улиц в городе. На карте она появилась задолго до конца XVIII в., однако была второстепенной и короткой, так как старая Кострома предпочитала развиваться вдоль берега Волги. Сначала эта улица именовалась Стрелиной, а проживали на ней преимущественно огородники. Потом её переименовали в Павловскую (в честь наследника престола, будущего императора Павла I) и выделили как центральную.
В начале проспекта Мира, по правой стороне, расположен 3-этажный краснокирпичный дом с интересной историей.
Он был построен ещё в 1815 году, однако в конце XIX в. владельцы решили его капитально перестроить. В новом здании открылась лучшая в тогдашней Костроме гостиница «Большая Московская» с первоклассным рестораном, где по вечерам играл единственный в России женский духовой оркестр. В ресторане нередко отмечались всякие юбилеи и устраивались «по подписке» многолюдные банкеты. После революции бывшую гостиницу занимает губфинотдел, а с возникновением комсомола и губком РКСМ. Сейчас это здание власти пытаются продать в частные руки.
На левой стороне проспекта стоит трехэтажное здание, возведенное в вычурных стилизованных формах древнерусского терема – Романовский музей.
Музей был построен на пожертвования и деньги казны специально к торжествам по случаю 300-летия царствования Дома Романовых в 1913 году. На них присутствовал император Николай II и члены его семьи.
Закладка здания состоялась в июле 1909 г. во время проведения в Костроме IV областного археологического съезда, в присутствии ряда видных русских ученых. Работы велись по проекту Н.И. Горлицына и были самой значительной постройкой архитектора в Костроме.
Музей экспонировал материалы не столько о династии Романовых, сколько по истории костромского края. После революции он продолжил свою деятельность, став базовым, - в него влились музеи бывшего губернского земства и Церковно-исторический музей.
Вся оставшаяся территория в первом квартале по обе стороны проспекта Мира принадлежала купцам Дурыгиным, родовое гнездо которых находилось на Нижней Дебре.
Один из братьев в 1778 году основал крупнейшую в Костроме полотняную мануфактуру, которая находилась на правой стороне улицы и занимала площадь до самого конца квартала.
В 1837 году 3-этажный дом Дурыгиных, расположенный по левой стороне, был куплен за 87 тысяч рублей костромским дворянством для приспособления его под «Благородное дворянское собрание».
Во время работ дом подвергся реконструкции: был пристроен зал, растесаные окна, устроен парадный подъезд - в результате здание приобрело четкую планировку и прекрасно решенные интерьеры.
Интерьер здания прямо отвечал его назначению. В нем каждые три года дворяне Костромской губернии собирались для обсуждения своих сословных дел, избирали губернского предводителя дворянства и прочих должностных лиц. Число съезжавшихся в собрание часто превышало тысячу человек, причем после завершения выборов давался большой бал.
Перед дворянством выступали с концертами выдающиеся музыканты-виртуозы. В доме Благородного дворянского собрания нашла приют и образованная в 1885 г. Костромская губернская ученая архивная комиссия. На базе собранных ею исторических реликвий здесь в двух комнатах первого этажа был открыт в 1891 г. исторический музей — первый вообще в Костромской губернии. Он находился в доме до постройки Романовского музея.
Здание Дворянского собрания в Костроме является одним из лучших сооружений подобного рода в русской провинции. После революции здание Дворянского собрания передается Костромскому рабоче-крестьянскому университету.
Следующее за Дворянским собранием здание - областной драматический театр имени А.Н. Островского. Первоначально этот дом в качестве жилого построил для себя и своей семьи один из братьев Дурыгиных. Позднее он был куплен Мариинским детским приютом и после перестройки сдан под городской театр, переведенный сюда с Дебри и открывшийся в мае 1864 года.
В октябре 1865 г. театр сгорел - на его восстановление потребовалось два года. В 1874 г. в здании произведены «капитальные исправления»: устранена наружная лестница, сделана трехэтажная пристройка с левой стороны, внутри установлены две чугунные лестницы, после чего оно было приобретено у приюта городом. Не раз реконструировался театр и в дальнейшем.
«В решении фасада театра, применены детали архитектуры классицизма, но их интерпретация, особенно соотношение малого ордера пилястр и круглых окон, неудачна», - свидетельствуют современники. Это результат многочисленных переделок здания.
В подготовке материала использованы данные книги Виктора Бочкова "Старая Кострома", фото - Марина Горбунова и сайт http://kostromka.ru/