Обитель, основанная в первой половине XV века и ставшая одним из символов Костромы, вполне могла исчезнуть в середине 19 века.
На правой стороне улицы Симановского целый квартал занимает ансамбль Богоявленского монастыря. Сам монастырь (первоначально мужской) был основан родственником и учеником Сергия Радонежского старцем Никитой в первой половине XV века.
Монастырь, расположенный в конце посада, прикрывал центр Костромы с севера и был не только культовым, но и оборонительным сооружением - его обнесли частоколом.
Из-за постоянных набегов татар в деревянном монастыре в 1559 году начинается каменное строительство. Им при поддержке правительства руководил игумен Исайя Шапошников. В эпоху Смутного времени монастырь выступал против польских оккупантов и их ставленника Лжедмитрия II. 30 декабря 1608 года его взяли штурмом войска пана Лисовского - во время сражения погибли 11 монахов и 43 монастырских крестьянина.
В XVII в. Богоявленский монастырь превращается в крупного духовного феодала-вотчинника.
Ему принадлежало до 5 тысяч крестьян, в том числе и под самой Костромой. Ему же передается и право на сбор в городе отдельных податей, что обостряло отношения монастыря с населением посада. Последнее было особенно недовольно успешной конкуренцией на городском рынке монастырских крестьян, торговавших беспошлинно. Отчасти из опасения открытого столкновения с посадом власти в 1642—1648 гг. обнесли монастырь высокой каменной крепостной стеной в виде неправильного четырехугольника протяженностью около 850 метров с башнями верхнего и нижнего «боев». В нижнюю часть стены были вмурованы огромные дикие камни, а на самой стене установлено 10 пушек.
Богоявленскому монастырю традиционно покровительствовал знатный богатый род бояр Салтыковых, родственников царствующей династии - многие из них похоронены здесь в Соборном подклете.
В 1667—1672 годах на средства Салтыковых расписываются интерьеры собора артелью костромских изографов во главе с Гурием Никитиным. В петровские времена некогда процветающий монастырь приходит в упадок - прекращается строительство, уменьшается число монахов (к 1755 году их было всего 15 человек).
В сентябре 1848 года Кострому постиг страшный пожар, распространившийся по всему городу. Жители пытались укрыться в Богоявленском монастыре, но огонь перекинулся и сюда, отрезав погорельцев от ворот. Горели и деревянные «ходы» на высоких стенах.
Сотням людей, оказавшимся в ловушке, грозила опасность сгореть заживо - им пришлось спешно делать проломы в северной стене и выбираться через них наружу.
От монастырских строений остались одни черные обгорелые стены - сгорели 4 храма и 6 каменных корпусов. От сильного жара местами осыпался подземный ход, проложенный от Богоявленского монастыря к реке Костроме,- его засыпали. В огне погибло фактически все имущество монастыря, в том числе содержимое ризницы, уже в XVII в. рассматривающейся как музей, наполненный богатыми и ценными в художественном отношении дарами, среди них был и вклад 1613 года князя Дмитрия Пожарского.
Погиб и богатейший монастырский архив.
Монастырь был упразднен, остатки его строений предполагалось разобрать. Его разборка уже началась, однако вмешались непредвиденные обстоятельства - на защиту замечательного памятника древней архитектуры выступили широкие круги костромичей. Судьба ансамбля решалась целых полтора десятка лет (все это время он стоял в руинах, зримо напоминая горожанам о стихийном бедствии), пока, наконец, в 1863 году сюда не были переселены монахини Анастасиина монастыря.
Прежде мужской, он отныне стал именоваться Богоявленско-Анастасииным женским монастырем.
Его тогдашняя игуменья, мать Мария, в миру Софья Дмитриевна Давыдова, обладала незаурядными организаторскими способностями, что помогало сравнительно быстрому восстановлению старых и возведению новых зданий и благоустройству. Число монахинь достигало 400 — они вели довольно прибыльное хозяйство.
В 1918 году монастырь лишился прав юридического лица, монахинь разогнали, в соборе разместился губернский архив, а в корпуса въехали семьи рабочих-текстильщиков.
В монастырской стене было 6 боевых башен — сохранилась одна, надвратная, в западной стене. Надстройка, превратившая крепостную башню в колокольню, выполнена в стилизованных древнерусских формах, в основание граней шатра включены фигурные фронтоны и килевидные кокошники. Шатер увенчан глухим восьмигранным барабаном с репообразной главкой. Башня была соединена с собором в 1876 году. Помимо собора и башни, от древней застройки монастыря уцелел так называемый Трапезный корпус, расположенный в северной части его территории, - кстати, это единственный дошедший до нас памятник жилой архитектуры Костромы XVII в.
В целом же комплекс построек Богоявленского монастыря, несмотря на частичные утраты и существенное обновление, сохранил ореол древности и является замечательным архитектурным ансамблем XVI—XIX вв.
В подготовке материала использована книга Виктора Бочкова "Старая Кострома", фото - Марина Горбунова и сайт http://kostromka.ru/