В ноябре в Костроме начинался период ледостава, из-за чего переправа между Заволжьем и городом постоянно нарушалась. В этот период горожане сталкивались с серьёзными трудностями.
Октябрьско-ноябрьская пора всегда вносила в жизнь Костромы хаос и сумятицу - предугадать, когда именно Волга покроется льдом было невозможно. Чтобы минимизировать убытки, предприниматели, пользующиеся услугами железной дороги (а вокзал, напомним, находился на правом берегу), старались уладить свои дела до наступления непереправного времени. Грузы со станции старались получить заранее или, напротив, откладывали их доставку в город до полностью устоявшейся безопасной ледяной дороги.
Несладко приходилось и гостям города - они были вынуждены ждать благоприятной погоды в заволжских гостиницах.
В дни, когда переправа была полностью закрыта, Кострома оставалась без вкусной молочной продукции - рынок на Молочной горе, где могли торговать только заволжские крестьяне и жители правобережной Спасо-Никольской слободы, пустовал. Одни терпели значительные убытки от невозможности реализовать свою продукцию, а другие из-за дефицита были вынуждены покупать «молочку» по завышенным ценам.
Не у дел оказывалась и другая категория заволжских жителей – городские фабричные рабочие. В такие дни многие «заволжские» мужчины пускались в пьянство.
Помимо всего прочего, в непереправные дни левый берег Костромы оставался без почты и новостей - газеты туда не поступали.
Пароходы, перевозящие горожан с берега на берег, во время ледостава ходили с большой осторожностью и только во время оттепели. Если река не позволяла им отправиться в рейс, то за дело брались селищенские крестяне. На их лодках костромичи и выбирались на «большую землю» - стоила такая переправа довольно дорого, но и ответственность за пассажиров была очень высока.
Желающих совершить опасный рейс было немного - делали костромичи это только из крайней необходимости.
Все с нетерпением ждали холодов, так как только они могли восстановить жизненно важную дорогу в городе. После того, как мороз схватывал реку, разнорабочие из городской управы заливали поверх основного дополнительный лёд, устанавливали фонари, вешки, а на случай промоин – деревянные настилы для спасения людей.
Но редкий год обходился без сюрпризов – приходили оттепели, переправа нарушалась и на какое-то время даже исчезала совсем.
Селищенские крестьяне опять спускали лодки и ожидали рискового человека. Из-за сильных оттепелей река вскрывалась и костромичи снова начинали пользоваться услугами пароходов «Костромич» и «Горожанин». Для них прорубали специальные проходы – майны. Суда ходили с осторожностью, оберегая себя от ударов льда.
Труднее всего приходилось «Горожанину». Во время движения его колёса даже при небольшом морозе обмерзали, что могло вызвать поломку. «Костромич» – судно более совершенное, винтовое – чувствовал себя в ледяных условиях увереннее. С приближением сильных морозов они уходили в реку Кострому в городской затон.
Зимняя переправа с морозами восстанавливалась. Несколько дней она была пешей, затем налаживалась и конная. От устройства её многие имели ощутимую выгоду. Время доставки пассажиров к вокзалу у извозчиков сокращалось, цена извозному маршруту повышалась.
Новая широкая городская улица от людей и транспорта становилась оживлённой.
В вечернее время её освещали керосиновые фонари, световая цепочка которых смотрелась с берегов необыкновенно красиво.
В подготовке материала использована книга Андрея Анохина «Кострома в будни и праздники», фото автора.