Информационный портал "Город Кострома"
05 июля, Кострома 28.1°
Курс ЦБ 88.12 94.98
Интервью

Владислав Козлов: "В детстве я мечтал стать летчиком"

Стать Штирлицем всегда крайне сложно - разведка сама находит себе кадры. Именно так и произошло с заслуженным ветераном Управления ФСБ России по Костромской области Владиславом Козловым, которому в один прекрасный момент сделали предложение, от которого отказаться было просто нельзя.

Владислав Козлов: "В детстве я мечтал стать летчиком"

Впервые взглянув на Владислава Петровича, невозможно представить его бесстрашным разведчиком, а тем более Штирлицем, который совершал всевозможные геройства в пользу нашей страны за далекими границами. Природа не наделила его ни гренадерским ростом, ни богатырским размахом плеч. Однако, общаясь с этим невысокого роста, худощавым человеком, невольно чувствуешь исходящую от него непоколебимую силу. В чем ее истоки? Думается - в твердой воле, без которой человек бесхарактерен, слаб и нецелеустремлен.

- Владислав Петрович, вы с детства грезили быть разведчиком и бороться со шпионами?

- У меня даже таких мыслей не было. В наше время, а это были сороковые-пятидесятые годы, многие мальчишки грезили стать летчиками. Об этом мечтал и я. Поэтому после окончания средней школы я поступил в Казанский авиационный институт на самолетостроительный факультет. Однако, проучившись около недели, я получил из дома письмо, в котором отец просил меня вернуться обратно в Кострому, в связи с тяжелым состоянием мамы. Поэтому я был вынужден перевестись в Костромской текстильный институт на механический факультет. Окончив институт, я в числе первых выпускников выбрал для работы строящийся льнозавод в городе Краславле, Латвийской ССР. И в августе 1953 года вместе со своей семьей (а к тому времени я уже был женат), мы уехали туда. На льнозаводе начинал с должности главного механика, а уже через год республиканский льнотрест назначил меня главным инженером. В октябре 1956 года меня приглашают на преподавательскую работу в Костромской текстильный институт. Я соглашаюсь и спустя месяц мы возвращаемся обратно в Кострому. Спустя год, а к тому времени я уже стал готовить материал для защиты кандидатской диссертации, мне было сделано предложение перейти в органы госбезопасности.  И в то время отказаться было нельзя.

- С какого времени начинается ваша чекистская деятельность?

- С 1 сентября 1957 года я стал сотрудником Управления КГБ СССР по Костромской области, а вскоре был направлен на учебу в Могилевскую спецшколу, которую успешно закончил в 1959 году и возвратился обратно в Кострому.

- Помните свое первое испытание на службе?

- Конечно. Летом 1960 года меня вызывает к себе начальник отдела С. Черепанов и сообщает, что позвонили из КГБ СССР и сказали, что в Кострому приезжает в служебную командировку инженер с режимного объекта из соседней области, который связан с производством одного из секретных изделий. На тот момент у наших коллег уже имелась информация о том, что им установлен контакт с кем-то из сотрудников Посольства США. Поэтому предполагалось подставить ему во время пребывания в Костроме нашего сотрудника и выяснить с кем конкретно установлен контакт. Этим сотрудником, то есть подставным лицом, надлежало стать мне. Потому как именно я подходил по возрасту, образованию и т.д.

- Сколько дней велась операция?

- Дня три. Операция прошла успешно. Контактным лицом оказалась американка. Позднее из Москвы пришло сообщение, что главное управление осталось довольным нашей работой и выразило благодарность.

- Приходилось ли вам участвовать в разведывательно-диверсионных операциях за границей, как известный персонаж Штирлиц?

- В 1967 году меня направили на спецкурсы при Высшей школе КГБ СССР. Тогда это был период "холодной войны" и нас готовили как руководителей разведывательно-диверсионных групп, которые в случае войны с США готовились для заброски в тыл противника. Нас обучали минно-подрывному делу, работе на секретной радиоаппаратуре, тайнописи, выживанию в экстремальных условиях, владению иностранным оружием, прыжкам с парашютом. Эта учеба мне запомнилась встречей с известным нашим разведчиком Рудольфом Абелем, который приехал к нам в лагерь в Подмосковье, вместе с сотрудником из главного управления. Он рассказал нам о том, как через Турцию и Германию в 1948 году он перебрался в США и появился в Нью-Йорке как свободный художник Эмиль Гольдрус. У него там была своя художественная мастерская, которую он использовал как место знакомства с интересующими нашу разведку людьми. Так ему удалось получить секретные материалы о создаваемой тогда американцами атомной бомбе. Он строго соблюдал все законы конспирации. Тем не менее в июне 1957 года он был предан своим помощником - радистом Николаем Ивановым. После этого я его спросил, почему он сразу не скрылся и не выехал из США, когда узнал о предательстве радиста? Он ответил, что решил до конца выполнить свой долг разведчика - предупредить своих знакомых с кем общался, передать в разведцентр оставшиеся у него материалы, уничтожить все улики против себя. При этом он рассказал, как обманул при аресте агентов ФБР США. Он попросился в туалет и там бросил в унитаз имевшиеся при нем в зажиме галстука секретные материалы в виде микрофильма. В процессе допросов агентами ФБР, а потом уже на суде, он не признался, что является разведчиком. Улик, кроме показаний предателя, не было. Но, тем не менее, Абель был осужден на 30 лет тюрьмы. В феврале 1962 года его обменяли на американского пилота Френсиса Пауэрса, осужденного советским судом за шпионаж.

- Но это ведь его не настоящее имя и фамилия?

- Когда он и сотрудник КГБ уезжали от нас, я попросился к ним в машину, чтобы доехать до своих знакомых в г. Москве. В машине он и рассказал мне о своей семье. Рудольф Абель или как его звали на самом деле - Вильям Генрихович Фишер родился в 1903 году в Англии. Его отец был родом из семьи обрусевших немцев, которая проживала в селе Андреевское Могилевского уезда Ярославской области. В 16 лет отец приехал в Петербург в поисках работы и активно включился в революционную деятельность. В 1901 году супруги Фишер были высланы за рубеж и обосновались в Англии. В Советскую Россию они вернулись лишь в 1920 году. Будучи за границей, Вильям Фишер скрывался под различными именами. После ареста агентами ФБР, как на следствии, так и на суде он называл себя именем своего друга -  Рудольфа Абеля - и под этим именем навсегда приобрел известность. Абель-Фишер был действительно одаренной личностью. Он отлично рисовал, играл на нескольких инструментах, решал сложнейшие математические задачи, разбирался в высшей физике, мог из ничего собрать радиоприемник, столярничал, слесарил, плотничал. В Америке он даже имел патенты на свои  изобретения. По возвращении на Родину, после обмена Вильям Фишер прожил еще девять лет. Работал в центральном аппарате разведки, принимал участие в подготовке молодых разведчиков-нелегалов. Умер полковником разведки от рака в 1971 году.

- Что особенно запечатлелось в памяти, работая за границей?

- С марта 1968 года до конца 1971 года вместе с семьей я находился в служебной командировке в Германии, куда выехал по направлению третьего Главного Управления КГБ СССР (военная контрразведка). Около года работал сотрудником особого отдела авиационной дивизии группы Советских войск в Германии, которая находилась в г. Мерзербурге. В 1969 году меня назначили на должность помощника старшего офицера по координации и связи с органами МГБ ГДР в Герском округе - это был представитель 1 Главного Управления КГБ СССР. Этот период моей работы в г. Гере был самым напряженным и интересным в оперативном отношении. В 1970 году совместно с немецкими друзьями особый отдел 6 Армии (Сталинградской), которому я подчинялся, разоблачил резидентуру спецслужб ФРГ в составе резидента и 21 агента. Особенно запомнился мне следующий случай. Однажды мне позвонил начальник особого отдела 6 Армии и сообщил, что в одной из военных частей, расположенных к югу от Берлина, два солдата срочной службы под утро расстреляли караул в составе 8 человек и одного офицера, находившегося в караульном помещении. После чего захватили их оружие и вышли из части на автостраду Берлин-ФРГ, где захватили машину с немецким шофером и под угрозой оружия заставили его двигаться по направлению к г. Заальфельду. Однако, не доезжая до г. Геры, машина встала - кончился бензин и солдаты, оставив в живых шофера, бросились бежать. Начальник Особого отдела Армии дал мне указание: срочно возглавить группу автоматчиков в составе 11 человек и начать преследование и розыск этих солдат. Прибыв на место происшествия, собаки взяли след беглецов и мы пешим ходом начали их преследование. Бежавших солдат мы взяли лишь под утро. При задержании один из бежавших был застрелен, второй - сдался. В ходе расследования было установлено, что оба солдата находились на срочной службе в Германии. Начитавшись детективных книг о шпионах и познакомившись с жизнью в ГДР, они решили изменить Родине и бежать в ФРГ. Там они планировали попросить местные спецслужбы о направлении их в разведшколу, по окончании которой вернуться с заданием в СССР. К бегству за границу они подготовились тщательно: запаслись едой, достали компас, карту, изучили маршрут бегства, несколько немецких слов, добились назначения в караул. Арестованный солдат сказал, что к этому его подбил убитый напарник, который один расстрелял всех находившихся в караульном помещении спящих солдат и офицера. Военным трибуналом он был осужден на 8 лет лишения свободы.

- Старая поговорка гласит, что плох солдат, который не мечтает стать генералом. Насколько для вас были важны карьерные устремления?

- Когда я пришел на службу в органы безопасности, честно говоря, и не думал, как будет складываться карьера. Пришел, работал. То, что от меня зависело, старался делать максимально эффективно. После смерти отца в апреле 1959 года, а я к тому времени уже работал в органах госбезопасности, перебирая его личное дело дома, я нашел предсмертную записку, в которой он просил меня быть сильным, чистым, мужественным, преданным Родине и партии человеком. Об этом завещании отца я никогда не забывал и помнил его всегда. Если ты пришел на свое место, значит должен выполнять стоящие перед тобой задачи как положено. Если нужно - с самоотдачей, если нужно - творчески.

- В последнее время говорят о том, что в России не хватает патриотизма.....

- Почему? Управление ФСБ России по Костромской области старается воспитывать людей на принципах патриотизма и гражданственности. Конечно, я очень надеюсь, чтобы мои дети и внуки унаследовали только хорошее от отца и дедушки, который всю жизнь руководствовался словами Павки Корчагина: "Надо прожить жизнь так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы...."  И сегодня я вижу, что им это удается.

 

 

Автобиография

Козлов Владислав Петрович. Родился 26 сентября 1930 года в г. Дзержинске, Горьковской области.

Во время учебы в школе г. Костромы принимал активное участие в общественной, спортивной жизни школы: был членом комитета ВЛКСМ и ученического комитета школы.

В 1947 году поступил в Казанский авиационный институт на самолетостроительный факультет. По семейным обстоятельствам был вынужден перевестись в Костромской текстильный институт на механический факультет.

В 1951 году закончил пленарную станцию при ДОСААФ г. Костромы. Всего совершил 92 полета на планере, прыгал с парашютом.

В августе 1953 года после окончания института, вместе с семьей, прибыл на Краславский льнозавод (Латвийская ССР) на должность главного механика.

В 1954 году был принят в члены КПСС, назначен главным инженером завода.

28 февраля 1955 года за досрочное строительство завода министром промышленных товаров широкого потребления СССР Н. Рыжковым был награжден значком "Отличник социалистического соревнования минпромтоваров СССР"

В 1956 году стал ассистентом кафедры теплотехники Костромского текстильного института.

С 1957 года по 1986 год - работа в органах госбезопасности. За период службы получено 11 медалей.

Будучи на пенсии продолжал заниматься активной общественной деятельность: был членом партбюро ЖЭК №6, там же председателем народного контроля; народным заседателем Свердловского районного суда г. Костромы (2 года); членом Совета ветеранов УФСБ (6 лет); председателем ревизионной комиссии гаражного кооператива (6 лет). Сейчас является членом рабочей группы по созданию музея УФСБ РФ по Костромской области.

Хобби: фотографии

Увлечения: спорт, путешествия

 

Присоединяйтесь к нам ВКонтакте и будьте в курсе.

 

Автор: Редакция

Новости партнеров