Информационный портал "Город Кострома"
27 декабря, Кострома 0,7°
Курс ЦБ 99,23 103,3
Спецпроект "Забытая Кострома" 0+

Дорогу до Ярославля в чудовищных условиях и бесплатно строили простые колхозники

Вопрос о начале изыскательных работ и составлении технического проекта трассы был поднят ровно 76 лет назад - летом 1940 года.

Главная картинка новости: Дорогу до Ярославля в чудовищных условиях и бесплатно строили простые колхозники

Впервые вопрос начале изыскательных работ и составлении технического проекта дороги Ярославль-Кострома был рассмотрен в июне 1940 года. Несмотря на то, что города уже соединяли 2 автомобильные дороги (проходили по правому и левому берегу Волги), было решено проложить новую автомагистраль. Цель – сократить протяженность трассы и обеспечить городское население молоком и овощами, так как новая дорога пересекала бы территории, где располагалось множество колхозов.

Строить новую трассу в основном должны были колхозники, а также комсомольцы и молодёжь.

Дорога в итоге «стоила» 22 млн рублей, при этом из бюджета было выделено только 3. Все остальное было получено за счет бесплатной рабочей силы.

Первый массовый выход на строительство дороги был назначен на 20 декабря 1940 года. В течение 20 дней рабочие рубили лес и выкорчевывали пни. За зиму 3 тысячи колхозников еще трижды выходили на строительство – правительство составляло разнарядки, в соответствии с которыми каждый район предоставлял работников и обеспечивал наличие лошадей для перевозок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Люди в тяжелых погодных условиях (мороз до 30 градусов, снег и непогода, а временами доходило до того, что приходилось разводить костры для оттаивания грунта) вывозили лес, заготавливали и подвозили гравий и песок, возводили различные искусственные сооружения.

Строительство дороги не было остановлено даже в связи с наступлением военного времени.

С 16 июня по 5 июля 1941 года проходил самый широкомасштабный выход колхозников на строительство автотрассы. В нем одновременно принимали участие около 32 тысяч пеших и 10 тысяч конных колхозников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Люди жили довольно в примитивных условиях. Большинство из них расселялись в шалашах, землянках и палатках прямо на трассе, некоторым доставались более благоустроенные дома в близлежащих жилых пунктах. Питание также оставляло желать лучшего – несмотря на то, что на каждой дистанции были оборудованы современные столовые, то часто в них нередко выявлялось крайне низкое качество обедов, а на определенных участках трассы случались даже перебои в снабжении хлебом и кипяченой водой.

Полностью строительные работы на 80-километровой трассе Ярославль-Кострома были завершены 22 ноября 1941 года. Сразу после ввода в эксплуатацию дорога стала активно использоваться для переброски военной техники к границам СССР и в дальнейшем сыграла большую роль в обеспечении обороноспособности страны.

Материал подготовлен по материалам Государственного архива Ярославской области.

Новости партнеров