Особенно старались жители фабричных окраин.
В 1902 году Россия вступила в очередную винную монополию - на смену питейным домам и кабакам пришли трактиры. И если в первых двух подавался только алкоголь, то в трактирах начали предлагать не только спиртное, но и холодные и горячие закуски.
По мнению реформаторов, употребление водки вместе с пищей должно было со временем войти в привычку обывателей и сократить количество пьяных лиц в общественных местах.
Кроме того, бутылочный отпуск водки предполагал домашнее потребление напитка. Кроме того, власти пристально следили за тем, чтобы алкоголь не распивали на улицах, площадях и в других местах, а также не продавали из-под полы.
Водка на вынос продавалась в казённых винных лавках в запечатанной посуде и по казённой цене. Покупатель в зависимости от средств и желания мог купить алкоголя объёмом шкалик – 0,06 л, мерзавчик – 0,125 л, сороковка – 0,3 л, бутылка – 0,61 л, штоф – 1,23 л, четверть – 3,0 л, ведро – 12,3 л.
С явлением казённой водочной торговли городской лексикон пополнился новым словом «монополька». Это казённое торговое заведение и водку как продукт казённой торговли. К местам, где можно было попробовать крепких спиртных напитков, относились рестораны, гостиницы, трактиры, буфеты, постоялые дворы, кухмистерские, чайно-закусочные заведения.
Особый род винной торговли составляли «ренсковые погреба».
Они принадлежали частным лицам и обслуживали благополучное, культурное общество. Здесь никогда не было людно, не толкались босяки и фабричный люд. Здесь «чистая» публика приобретала изысканные напитки: отечественные и заграничные виноградные вина, шампанское, коньяки, наливки, настойки.
Все виноторговые предприятия города открывались с разрешения городского управления. Власти запрещали устраивать магазины рядом с храмами, монастырями, часовнями и учебными заведениями. Торговля крепкими напитками была невозможна в случае, если расстояние до заведения было меньше 82 метров, а торговля пивом – меньше 42 м.
Время работы мест продажи спиртного строго регламентировалось - с 7 часов утра и до 11 часов вечера. В воскресные и праздничные дни «не ранее окончания божественной литургии». В остальное время обыватель, жаждущий спиртного, шёл в «шинки», содержатели которых имели тайный винный промысел. Кроме того, в городе был большой отряд бродячих шинков, преимущественно женского пола, так называемые «аринки». В часы запрета продаж спиртного и сами владельцы заведений подрабатывали на тайных продажах водки. Остановить это явление так и не удалось, несмотря большие штрафы.
Если говорить об общей «питейной» картине города, то она в зависимости от топографического положения была такой: едва ли не целиком пила фабричная окраина, а по мере приближения к центральным кварталам города число встречных пьяниц сокращалось и доходило до единиц.
Последних забирала полиция в участок «до вытрезвления», составляла протокол и штрафовала на сумму от 3 до 5 рублей. Словом, благопристойное положение наблюдалось только в центральной городской части. Правда, и центр города страдал от пьющей публики в ярмарочные дни и во время Масленицы и Пасхи. Тогда широкий разгул охватывал город, и пьяный отдых нередко приводил к тяжёлым последствиям.
В 1911 году правительство издало указ о прекращении розлива казённого вина (водки) в посуду малой ёмкости. Шкалик, мерзавчик и сороковка постепенно стали исчезать из продажи, пока эта посуда не была полностью израсходована. В Костроме она исчезла лишь в 1912 году.
Такая правительственная мера должна была служить искоренению пьянства.
По мысли законотворцев, обыватель, купивший бутылку или больший объём спиртного, должен был пойти домой и выпить купленное дома вместе с закуской. Однако костромичи домой не спешили, предпочитая отдохнуть прямо у заведения. Это было очень удобно, так как можно было сразу сдать назад пустую посуду и получить назад залоговые деньги.
В 1914 году на рынок была выброшена удешевлённая водка крепостью 37 градусов.
Стоимость её была несколько ниже: 7 рублей за ведро против обычной сорокоградусной в 8 руб. 40 коп. за ведро. Несмотря на слабость продукта, он пришёлся по душе непритязательной публике. Эта водка была как бы особым подарком российскому потребителю – 2 августа 1914 года в России был объявлен «сухой закон» до окончания военных действий.
Городские заведения виноторговли были закрыты, и обыватель был вынужден отдаться во власть и цены подпольного рынка. Бутлегеры, видя хорошую возможность для заработка, наводнили рынок всевозможными суррогатами, подделками, фальсификациями, непитейными сортами спирта и прочей дрянью. Начались отравления, иногда заканчивавшиеся трагедиями.
В целом город стал пить намного меньше, и пьяные лица были редки на улицах.
Бывали дни, когда камеры в полицейских участках совершенно пустовали.
Для умеренно потребляющих обывателей настала так называемая «чайная пора». В чайных и трактирных заведениях можно было спросить «чайку», и напиток подавался в чайниках.
В подготовке материала использована книга Андрея Анохина «Кострома в будни и праздники».