Информационный портал "Город Кострома"
05 июля, Кострома 25.3°
Курс ЦБ 88.12 94.98
Блоги

Выше головы не прыгнешь

В этом году наша область будет отмечать очередную круглую дату: 70 лет с момента ее воссоздания. Жаль, что совершенно в других границах, но жалеть о том, что невозможно изменить, не имеет смысла.

Выше головы не прыгнешь

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 августа 1944 года была образована наша область, приняв от соседних областей ряд районов и сельских советов от:

• Ярославской области - Кострому, Антроповский, Буйский, Галичский, Костромской, Красносельский, Нейский, Нерехтский, Ореховский, Палкинский, Парфеньевский, Солигаличский, Судайский, Судиславский, Сусанинский, Чухломский районы, а также Пустынский, Сандогорский и Фоминский сельсоветы Любимского района.

• Ивановской области - Кадыйский, Макарьевский и Семеновский районы.

• Горьковской (Нижегородской) области - Кологривский, Мантуровский, Межевский, Пыщугский и Шарьинский районы.

• Вологодской области - Вохомский и Павинский районы.

Зачем это было сделано? Возможно, чья-то прихоть; возможно, восстановление исторической справедливости; возможно, экономическая целесообразность - хотя не ясно. Если прихоть, то этого мы уже никогда не узнаем; если восстановление исторической справедливости, тогда странно, почему не в границах ранее существовавшей более 130 лет Костромской губернии. Если же экономическая целесообразность, то в чем она? Как сейчас модно говорить, где экономический эффект от воссоздания области? Ведь 70-летний рубеж - достаточный временной промежуток, чтобы его увидеть. Где произошел экономический прорыв? В росте новых городов, развитии промышленности, сельского хозяйства, транспорта? Если что и есть вспомнить о значимых достижениях, то это все относится к советскому периоду. Достижения были, как были и провалы, но все они опять-таки уже история.

Люди - основное наше богатство, а его-то мы как раз и теряем. Весь производственный потенциал региона, его энергоизбыточность, запасы леса, вся инфраструктура без людей ничто, пустующие здания, дикая природа. Жаль, что в открытом доступе есть информации о демографии лишь по состоянию, начиная с 1959 года; имеющиеся более ранние данные для анализа не актуальны, так как область еще не была воссоздана, хотя и они за последние полвека говорят о многом очень красноречиво.

«Отщипнув» от соседних областей часть их территории - где больше, где меньше - возродили Костромскую область. Но отдали нам, как говорится, «что самим негоже» (см. указ). Районы со слабо развитой инфраструктурой: транспортной, социальной, коммунальной, с большой удаленностью от региональных столиц, до которых и сейчас-то добраться проблематично за редким исключением. В чем был смысл создания сельскохозяйственного региона в зоне рискованного земледелия?

Ясно, что Вологодская область фактически не заметила «потери» 4,6 процента своей территории, но Ивановская потеряла почти треть, а Ярославская область почти половину своей территории.

Дело сделано, создали регион:

• по площади больше вместе взятых Ивановской и Ярославской области. В нем уже на момент создания проживало почти в ТРИ раза меньше населения, чем в этих областях, а сейчас разрыв еще больше;

• с преобладанием сельского населения, то есть заведомо дотационный, что и наблюдается на протяжении всей семидесятилетней истории региона. Область с единственным относительно крупным промышленным центром – Костромой. Уже тогда согласно переписи 1959 года в Ивановской области преобладало городское население, соотношение составляло более чем в 2 раза, а в Ярославской - в 1,4 раза.

Области

территория региона по состоянию на 2014 год в тыс. км²

Площадь переданных территорий                  тыс. км²

процент переданных территорий от площади региона  (гр.1 + гр.2)

 

1

2

3

Костромская

60,2

60,2

-

Вологодская

144,5

6,9

4,6%

Нижегородская

76,6

16,5

17,7%

Ивановская

21,4

9,4

30,5%

Ярославская

36,2

27,4

43,1%

Даже спустя 70 лет область почти на ¾ территорий покрыта лесом. Неужели она просто заросла лесом за это время? Или это результат  нерадивого хозяйствования? Данных по площади лесов   на  период  возрождения региона найти не удалось.

Безусловно, за 70 лет можно было много чего создать, но, видимо, как-то не все сложилось, что планировалось.

Где же все-таки ждать  прорыв, где  точки роста  нашего региона -  в городе или на селе?

Что точно удалось, так это изменить соотношение городского и сельского населения за эти годы. Главная  причина такого преобразования - снижение численности сельского населения: люди просто уехали с «малой» родины. Хорошо это или плохо, каждый решает сам. Плохо, что переехали не в пределах области из деревни  в город, а уехали за пределы региона; вот, что печально. Осуждать  их за это мы не имеем права, они думали о будущем своих детей, хотели быть уверены в завтрашнем дне и просто хотели более комфортных условий проживания: видимо, проживание в сельской местности этого не могло им обеспечить.

население

1959

1 января 2014

отклонение

тысяч человек

проценты

тысяч человек

проценты

тысяч человек

Городское

367,6

39,9

465,0

70,8

97,4

Сельское

554,3

60,1

191,4

29,2

-362,9

Всего

921,9

100

656,4

100

-265,5

Итог: уже сейчас в области есть районы, где плотность население менее  ТРЕХ человек на 1 км². В области сотни деревень и сел, в которых проживает от 1 до 10 человек. Поэтому надеяться на прорыв  в сельском хозяйстве вряд ли стоит.

Тогда, может быть,  город? Ведь именно там расположены основные промышленные объекты, на которых трудится городское население. Действительно, областные центры за анализируемый период выросли во всех регионах, которые поделились с нами территорией, какие-то больше, какие-то меньше. Люди  стремятся к комфорту, это естественный процесс, и  региональные столицы - лучшие места для тех, кто переезжает из глубинки.

Рост численности населения региональных столиц (тысяч человек)

город

1959

2013

Отклонение в процентах

Отклонение

Кострома

171,7

271,4

58,07%

99,7

Вологда

139,1

306,5

120,35%

167,4

Нижний Новгород

941

1259,9

33,89%

318,9

Иваново

335,2

409,1

22,05%

73,9

Ярославль

407,1

599,2

47,19%

192,1

Между тем прямой зависимости роста численности населения по годам нет, особенно  ярко эта картина видна на примере Иванова, но и в Костроме эта тенденция также заметна. Максимум роста  городов приходится на конец 90-ых годов прошлого века, после которых идет спад. И только последние пять лет наблюдается чуть заметная положительная динамика по росту численности населения в них, причин этому много, и это отдельная тема.

Однако городское население проживает не только в областных центрах. Вот здесь-то нам как раз  и нечем похвастать. Увы, но приходится признать, что за 70 лет существования региона мы фактически не создали ни одного крупного промышленного центра, куда бы стремилось население для переезда, которое мы не в состоянии бы были остановить. Волгореченск не  в счет: хотя он и является вновь созданным промышленным центром, но его вряд ли можно назвать крупным даже в масштабах области, так как численность населения в нем в 2013 году составила менее 17 тысяч человек. 

Рост численности городского населения в области за период 1959 – 2013 годы составил 97,4 тыс. человек, это даже меньше, чем рост числа жителей  Костромы за  аналогичный период. (таблица «Рост численности населения региональных столиц») Вывод напрашивается только один: народ уезжал и продолжает уезжать не только из сел и деревень, но и из  городов областного подчинения и городских поселков, и этот поток направлен за пределы региона, то есть численность городского населения на территории области за исключением Костромы также снижается. 

Изменение численности жителей областных столиц (тысяч человек)

Соотношение областной столицы по численности населения со вторым по величине городом региона.

 

Области

Городское население в 2013 году     (в тыс. чел.)

Численность

населения региональной столицы  в 2013 году       (в тыс. чел.)

Процент проживающего в областном центре городского населения от общего количества городского населения

Второй по величине город в регионе по численности после областного центра                (в тыс. чел.)

Соотношение второго по величине  города в регионе с областным центром  (раз)

Костромская

464,5

271,4

58,42%

24,8

10,9

Вологодская

852,9

306,5

35,94%

315,7

1,0

Нижегородская

2603,5

1259,9

48,39%

237,7

5,3

Ивановская

850,4

409,1

48,10%

86,7

4,7

Ярославская

1041,5

599,2

57,53%

200,8

3,0

Из таблицы видно, что только  Вологда  составляет исключение:  в областном центре там проживает населения меньше, чем в районном ( Череповец). У остальных городов порядок примерно одинаков: около 50 процентов или немногим больше проживает в региональной столице.

Настораживает, еще тот факт, что ни в одном регионе, кроме Костромской области, нет такого разрыва между областным центром и вторым по величине городом региона.  У нас же разрыв достигает почти 11 раз - это Буй. Чтобы не было вопросов: безусловно, городского населения в Шарьинском районе больше почти на 36 тысяч человек, но ⅓ - это жители поселка Ветлужский, в самой Шарье проживает  23,7 тыс. человек.

Поэтому говорить о привлечении инвестиций в регион, за исключением Костромы или близлежащих городов или городских поселений, вряд ли приходится. Созданный в регионе благоприятный инвестиционный климат, как отмечают некоторые эксперты, – это прекрасно, но этого недостаточно, чтобы инвестиции пришли реально. В сельском хозяйстве прорыва ждать не приходится, следовательно, все надежды на город.

По состоянию на конец 2013 года городское население в области без учета Костромы  составляет -  193,1 тысячи человек, и проживает оно в городах и поселках городского типа. Всего таких населенных пунктов на  территории области  - 21, в  трех  из них проживает более  20000  человек, в четырех более 10000  человек, в остальных - более 3000 человек. Куда приходить инвестору? С кем работать? Ведь речь идет не о развитии Костромы, а об инвестициях во всю область. 

Следовательно, о развитии промышленности в нашем регионе говорить можно, но с большими оговорками. Хотя, может быть, только автор данного материала этого не видит, а промышленность есть, развивается, и рабочие руки там не нужны, так как все автоматизировано. Другой момент, который пугает в демографической ситуации в регионе, - это высокая убыль населения. Про то, что численность европейской части населения России за последние полвека убывает, написано очень много, и главная причина известна - естественная убыль (смертность превышает рождаемость). Вместе с тем почему-то  из пяти областей только Костромская (28,8%) и Ивановская области (21,1%)  «выбились» из общего тренда снижения численности населения в среднем примерно на 9 процентов за  анализируемый период. Вероятно, это миграция или бегство населения из областей, показатель, который говорит о многом. Не верят жители глубинки, что различные оптимизации принесут улучшения в их жизнь.

(тысяч человек)

Очевидно,  население этих областей без всяких научных расчетов и статистических данных само смекнуло о бесперспективности проживания на родной земле, придя к выводу, что пора паковать чемоданы и перебираться, кому в региональную столицу, кому еще дальше, чем успешно и занимается последние полвека. 

Идея воссоздания 70 лет назад Костромской области как сельскохозяйственного региона, а если судить по количеству  сельских жителей,  их было более 60 процентов от общей численности населения,  себя не оправдала. Если еще что-то и можно спасти в Костромской области, то только в радиусе не более  150 километров от  областного центра, где проживает основная масса жителей региона (более 70 процентов). А что делать с остальной территорией, которая составляет ¾ площади Костромской области, где проживает меньшинство? Можно по-прежнему сколь угодно долго «вкачивать» в эти районы бюджетные средства, но эффекта не будет. Нужна государственная политика по возрождению деревни, где еще это возможно, а не проводимая сейчас оптимизация  по экономии бюджетных средств. Частник этого делать не будет и его можно понять, повторюсь, нужны затраты по строительству дорог, газификации, воссозданию социальной и коммунальной инфраструктуры, в надежде, что когда-то эти деревни и села могут возродиться. Поэтому рост государственного долга по отношению к собственным доходам региона  - это явление неизбежное, и никакие усилия областной власти не смогут его остановить, даже если  поменять ее (власть) хоть десять раз; средства будут продолжать уходить как «вода в песок». Эксперимент по воссозданию Костромской области на такой территории вряд ли можно признать успешным, но кто же в этом признается. В выигрыше от воссоздания региона остались соседи, «избавившиеся» от удаленных районов. 

Автор: Андрей Ваулин

Новости партнеров