Сусанинская площадь в Костроме – уникальное место. Сложно представить, но каких-то пару столетий назад её не было совсем, а место, где она сейчас располагается, выглядело совсем по-другому.
Место для центра Костромы выбирали опытные петербургские архитекторы: они как раз составляли план города и посчитали, что центральная площадь должна располагаться именно здесь. Площадь, названная именем тогдашней российской императрицы Екатерины II, была запроектирована как многогранник, разомкнутый в сторону Волги: к ней стягивались 7 радиальных улиц, 8-я же являла собою отлогий и широкий спуск к реке (Молочная гора).
Чтобы претворить в жизнь свою задумку, им пришлось «избавиться» от реки, которая протекала прямо мимо современного здания областного суда. Таким образом река Сула оказалась «замурована» в канализационные трубы и «спрятана» под землю.
Становление Екатеринославской площади началось со второй половины 1780-х годов. Создавали её несколько архитекторов, которым удалось воздвигнуть на площади единый архитектурный ансамбль - это Степан Воротилов, Василий Стасов, Пётр Фурсов и Николай Метлин. Ансамбль включил в себя восемь полуокруживших площадь зданий (Красные и Большие Мучные ряды, Пожарная каланча, Гауптвахта, дом Рогаткина и Ботникова, дом генерала Борщова, дом церковного притча, здание губернских присутственных мест), которые как бы «стягивал» к себе памятник царю Михаилу Романову и крестьянину Ивану Сусанину.
Сегодня мы расскажем о двух важных зданиях, с которых и началась застройка площади - Больших Мучных и Красных рядах.
Застраивать площадь начал костромич Степан Воротилов – он принял на себя строительство Гостиного двора, состоявшего из двух каменных торговых корпусов, оконтуривавших площадь со стороны Волги.
В течение веков Кострома являлась крупным центром русской торговли. В XVII в. в ней насчитывалось более 800 торговых лавок, которые почти все сгорели в 1773 году. Торговцы понастроили различные «времянки», которые сносили по мере сооружения каменных рядов.
В основу был положен «образцовый» проект торговых рядов, подписанный владимирским губернским архитектором Карлом Клером. В основу планировки легла типовая секция купеческой лавки: каждой лавке размером 4,5 на 7 метров соответствовал один арочный пролет галереи. Торговое помещение находилось на первом этаже, для складирования товаров использовались второй этаж и подвал, а наверху также обычно располагалась контора лавки.
Строительство началось в 1789 году. При постройке левого (если встать лицом к Волге) корпуса Гостиного двора Воротилову пришлось решать задачу, как вписать в него церковь Спаса.
Эта церковь, одна из древнейших в Костроме (первое упоминание относится к 1628 году), первоначально была деревянной, а в 1766 году на ее месте воздвигли каменный храм. До конца XVII в. церковь стояла на погосте, который затем перенесли в конец Русиной улицы (теперь Октябрьская площадь), а возле храма посадили сад. После этого храм стали называть «Спас в садах».
Строительство левого корпуса, именуемого также «Красными рядами», так как в нем торговали «красным» товаром (тканями, кожаными изделиями, мехами, даже книгами), шло довольно быстро завершилась к 1793 году.
Медленнее сооружался правый корпус, названный «Большими Мучными рядами» - отчасти это объясняется тем, что земля под рядами по северной стороне принадлежала петербургскому вельможе графу Александру Воронцову и с ним вплоть до 1794 года велась переписка об уступке ее городу.
Чтобы избежать монотонности построек, стоящих симметрично и выходящих своими однотипными фасадами на центральную площадь города, Степан Воротилов решил внести в архитектуру торговых рядов некоторое ритмическое разнообразие. Поскольку Большие мучные ряды предназначались для розничной и оптовой торговли мукой, фуражом, льном, типовая ячейка была сделана в два раза шире, чем в Красных, однако размеры пролетов аркады галерей были сохранены такими же, как в Красных, поэтому лавки Больших мучных рядов соответствуют двум пролетам аркады. В центре аркады галереи, окружающей здание, оказывается то входная дверь, то витринное окно.
Красные ряды имеют более мелкие размеры лавок. Складские помещения второго этажа освещались круглым окном, таким образом, в арочном пролете видны сразу вход, витринное окно и круглое окно над ними.
Благодаря такому не бросавшемуся сразу в глаза приему Мучные ряды приобретают монументальность, а Красные - большую нарядность и парадность.
Галереи Гостиного двора с их гладким полом из каменных плит, нарядными вывесками, витринами служили не только центром оживлённой торговой жизни города, но и местом прогулок и встреч обывателей.
Прямоугольники зданий Красных и Больших Мучных торговых рядов имеют скругленные углы. Это было сделано для того, чтобы коляски и кареты, проезжая мимо, не задевали здания на поворотах.
Невысокие стелющиеся аркады обоих рядов, замысленные Воротиловым как два крыла единого комплекса, сразу задали тон не только застройке, но и оформлению облика всей площади. Между рядами был устроен плац, к концу XVIII в. замощенный булыжником. Это, с одной стороны, открывало оба здания для одновременного осмотра, а с другой - как бы включало в ансамбль площади Волгу.
Архитектурный ансамбль рядов строился в течение нескольких десятилетий. В результате он занял огромную территорию - главную площадь города и весь спуск от площади к Волге. Большая часть построек сохранилась до сегодняшнего дня в практически неизменном состоянии и выполняет свою основную функцию по настоящее время.
В следующий раз мы расскажем историю строительства «жёлтого дома».
В подготовке материала использованы материалы книги Виктора Николаевича Бочкова «Старая Кострома».
Фото автора и с сайта ru-kostroma.livejournal.com.
Партнеры спецпроекта:
Костромская областная общественная краеведческая организация "КОСТРОМСКАЯ СТАРИНА" тел.: (4942) 47-27-80 www.starina44.ru |