Информационный портал "Город Кострома"
30 ноября, Кострома 0,6°
Курс ЦБ 107,74 114,31
Спецпроект "Забытая Кострома"

В прошлом столетии в Костроме можно было сходить в «Мулен Руж» и «Белый медведь»

Оба развлекательных заведения располагались на «сковородке», в доме Ботникова и Рогаткина.

Главная картинка новости: В прошлом столетии в Костроме можно было сходить в «Мулен Руж» и «Белый медведь»

В сентябре 1808 года богатый костромской хлебник, владелец пяти домов Илья Рогаткин и его тесть купец Иван Ботников подали прошение о разрешении им постройки большого трехэтажного каменного дома между Павловской (сейчас проспект Мира) и Еленинской (Ленина) улицами. Оба были довольно прижимисты, поэтому архитектору Николаю Метлину негде было «разгуляться» - он составил проект здания с фасадом, обходящимся минимумом декора: утяжеленный первый этаж является как бы постаментом для двух верхних.

К 1810 году дом был уже заложен, но из-за войны строительство затянулось на пять лет. В своей половине, выходившей на Павловскую улицу, Рогаткин открыл постоялый двор, главным образом для приезжавших на базар в Больших мучных рядах крестьян. В 1834 году эту часть здания приобрел поручик артиллерии, помещик, почётный попечитель Костромской мужской гимназии Алексей Лопухин. Он открыл на первом этаже дома ещё и питейный дом.

Постоялый двор Лопухина пользовался дурной славой. В августе 1841 года в нем останавливался путешествовавший по России известный историк Михаил Погодин. Он записал в дневнике, что был поселен в отвратительной комнате, где не мог заснуть ни на минуту, атакованный полчищами клопов. Все тело его вспухло, он только и восклицал: «О, Русь!» - и вынужден был «спасаться в тарантасе».

В конце апреля 1848 года здесь же прожил несколько дней Александр Островский, совершавший с семейством отца первую поездку из Москвы в усадьбу Щелыково. У драматурга не было выбора - все лучшие гостиницы города сгорели во время прошлогоднего пожара. Теперь о том, что в доме жил, пусть и недолго, Островский, напоминает мемориальная доска.

На ночлег на постоялом дворе Лопухина останавливался и Михаил Салтыков-Щедрин, проезжавший в сопровождении жандармского офицера из Петербурга в вятскую ссылку за публикацию первых своих повестей, вызвавших гнев Николая I. В Костроме великий сатирик тоже обозрел еще свежие следы грандиозного пожара, о котором немало писали и газеты. Это событие, сопровождаемое анекдотическими действиями растерявшихся местных властей, нашло отображение в «Истории одного города» при описании пожара в Глупове.

В конце XIX века Лопухины продали свою часть дома генеральше Колзаковой - там в предреволюционные времена размещалась гостиница «Россия» и кинотеатр «Муленруж», а после Октября - организации партии большевиков.

Тогда здание называлось Домом коммунистов, а с его балкона, выходившего на площадь, выступали перед горожанами видные деятели партии и государства, приезжавшие в Кострому. Сейчас о балконе напоминает только ограждение - несколько лет назад его пришлось демонтировать, так как пол провалился под тяжестью льда и снега.

По-иному складывалась судьба второй, «ботниковской» части дома. Она довольно сильно пострадала от пожара 1847 года, и полуразорённые Ботниковы в 1855 году продали ее Александру Григорову, который восстановил дом и поселился в нем. Новый владелец оставил по себе в Костроме благодарную и долгую память. Туляк по рождению, занесенный волной 1812 года в принадлежавшую матери костромскую усадьбу Березовку, он получил хорошее домашнее образование. Уйдя в отставку с военной службы, он поселился в купленном им имении Александровское Кинешемского уезда. Прожив много лет в деревне, Григоров перебрался в Кострому, где его избрали совестным судьей.

В 1855 году умер брат его жены миллионер и меценат Платон Голубков, оставивший Григоровым громадное состояние, значительную часть которого Александр Николаевич пожертвовал на благотворительные цели и общественные нужды Костромы. В 1858 году им была на собственные средства основана и материально обеспечена первая в России женская гимназия, получившая название «Григоровской». После смерти Александра Григорова дом унаследовала его дочь Людмила, в замужестве Пенская. Рано овдовев, она в основном проживала в кинешемской усадьбе с семьей брата, дом же в Костроме сдавала под контрольную палату. Это учреждение возникло в 1864 году, в эпоху буржуазных реформ, и осуществляло надзор за финансовой деятельностью банков и т. д. А в годы нэпа здание занимал ресторан «Белый медведь».

В подготовке статьи использованы материалы книги Виктора Николаевича Бочкова «Старая Кострома». Фото автора и с сайта starina44.ru.

 

Партнеры спецпроекта:

Костромская областная общественная краеведческая организация "КОСТРОМСКАЯ СТАРИНА"
тел.: (4942) 47-27-80 www.starina44.ru

Новости партнеров