Недавно, после разговора с кем-то из своих знакомых, я задумалась о причинах народной ненависти к некоторым профессиям.
Для того чтобы постигнуть всю глубину презрения к тому или иному роду деятельности, не надо проводить социологические опросы и призывать на помощь учёных мужей. Достаточно лишь вспомнить несколько ядовитых словечек, которыми сейчас повсеместно называют, например, полицейских, журналистов или, скажем, секретарей.
Эти «прозвища» буквально вросли в наше сознание. Вросли настолько, что мы продолжаем пользоваться этой оскорбительной по своей сути лексикой. Несмотря на то, что лично мы сами ничего не можем «предъявить» вот этому конкретному работнику, которого высокомерно называем не полицейским, а «мусором» или «ментярой». Народ щедро использует все возможности «великого и могучего» для того, чтобы ни у кого не возникло двух мнений - да, мы тебя не уважаем, презренна твоя деятельность, человече, а будь моя воля - горел бы ты в аду.
Кажется, что если попросить среднестатистического жителя провинциального города придумать по два определения к существительным «полицейский» и «журналист», то после эпитетов «поганый» и «продажный», наступит жесточайший ступор.
При этом если у вас в умирающем от коррозии автобусе «Мерседес» карманник вытащил кошелёк (тьфу-тьфу) или соседи сверху каждый уик-энд устраивают улётную вечеринку под названием «Нажрёмся Courvoisier и вспомним весь репертуар Стаса Михайлова», то кому вы будете звонить? Уж не в приснопамятную ли «ментовку»? Помогите, спать сильно хочется, да и кошка при первых аккордах песни «Ну вот и все, я ухожу из твоей жизни» начинает какать мимо лотка. Сил никаких нет уже!!
Или, скажем, в вашем дворе местные «козыри» утрамбовали колёсами своих крузаков детскую площадку. Натравить бы на них этих продажных (особенно забавно слышать это словечко из уст тех, кто пилит сноровистее и энергичнее, чем сын трудовика) журналюшек, да? Ща-ща, один звоночек.
Кого ещё так люто мы припечатываем своим богатым словарным запасом, м? О, припоминаю ещё одних страдальцев - личных помощников, офис-менеджеров, а до недавнего времени - секретарей. «Добродушный» народ уничижительно окрестил их всех секретутками. Так, конечно! А зачем они ещё-то нужны? И как-то уже неудобно признаться, что ты работаешь секретарём, - все эти понимающие ухмылочки и подмигивания. Все же знают, чем ты там занимаешься, хы-хы!
Вот ещё неплохие профессии - учитель, воспитатель, врач. Часто в разговорной речи они превращаются в училок, воспиталок и врачих. Но чувствуете разницу? Училка, воспиталка, врачиха - это скорее не желание обидеть и повесить презрительный ярлык, а попытка превратить слово в нечто более быстро и удобнопроизносимое (не у-чи-тель-ни-ца и не вос-пи-та-тель-ни-ца).
И вообще, у вашего окружения есть в лексиконе такие словечки, как, ну я не знаю, инженеришка, кондукторишка, юристишка, экономистишка, уборщичишка?
Во-о-от, а оказывается, значит, что народной «любви» достойны лишь избранные.
Рыночная экономика, кстати, принесла нам и новые профессии, например, торговый представитель и супервайзер. В народе - барыга и супербарыга. Но здесь опять же обидеть-то не получается: это, скорее, легкая зависть вкупе с восхищением: они-то могут, а ты протираешь штаны в пыльном офисе, курсируя от кулера до туалета и обратно. Фу, они всего лишь барыги, а ты-то ещё тот крутой специалист - 90% рабочего времени внимательно изучаешь ленту в Facebook, заказываешь в интернет-магазине крутую подставку под руку (чтобы удобно было дремать прямо на рабочем месте), а также размышляешь, где бы тебе еще сегодня зачекиниться - че, зря что ли второй год платишь кредит за айфон занимаешься сегментированием, позиционированием и определением базовых ценностей целевой аудитории бренда «Натуральная колбаса с пониженным содержанием туалетной бумаги».
И да, любопытно, но мы почему-то как-то странно благосклонны к своим извечным «врагам» - бизнесменам, депутатам, чиновникам и прочим властьимущим субъектам. Фантазия закончилась. Жулики и воры почти не считаются
Одна семейная пара переехала жить в новую квартиру. Утром, едва проснувшись, жена выглянула в окно и увидела соседку, которая развешивала бельё.
- Посмотри, какое грязное у неё бельё, - сказала она своему мужу. Но тот читал газету и не обратил на это никакого внимания.
- Наверное, она пользуется плохим порошком. Или у неё нет машинки, а сама она совсем не умеет стирать. Надо бы её поучить.
И так всякий раз, когда соседка развешивала бельё, жена удивлялась тому, какое оно грязное. В одно прекрасное утро, посмотрев в окно, она вскрикнула:
- О! Сегодня бельё чистое! Наверное, она наконец-то научилась стирать!
- Да нет, - сказал муж. - Просто я сегодня встал пораньше и вымыл окно.