Информационный портал "Город Кострома"
30 ноября, Кострома 0,6°
Курс ЦБ 107,74 114,31
Спецпроект "Забытая Кострома"

Костромичи скинулись, чтобы выкупить лучшее здание города и передать его суду

В доме Борщова, расположенном на сковородке, останавливались императоры и поэты, а позднее здесь располагался окружной суд.

Главная картинка новости: Костромичи скинулись, чтобы выкупить лучшее здание города и передать его суду

Земля по углу площади с улицей Шагова и проспектом Мира издавна принадлежала богатому дворянскому роду Борщовых, имевших здесь деревянный дом с огородом. Из них наибольшую известность снискал Сергей Семенович Борщов (1754 - 1837). Маститый воин суворовской эпохи, генерал-лейтенант, он в Отечественную войну 1812 года занимал важный и ответственный пост генерал-провиантмейстера (начальника снабжения) русской армии. Назначенный после завершения войны сенатором, Борщов хотел возведением роскошного особняка в самом центре Костромы как бы подчеркнуть перед земляками свое высокое служебное положение.

Строительство дома началось в 1819 году, а закончено - к 1822 году. Здание органично вошло в архитектурный ансамбль центра. Повышенная за счет антресольного этажа центральная часть главного фасада особняка выделена восьмиколонным портиком коринфского ордера. Колоннада поставлена на постамент и выглядит монументально и торжественно.

В интерьере особняка заслуживает внимания чугунная лестница, ведущая на второй этаж из главного вестибюля. Парадные двусветные залы, занимающие часть дома, составляют анфиладу.

В 1847 году здание сильно пострадало во время пожара. Борщов не пожелал тратиться на его восстановление и в марте 1849 года продал дом купцу А.А. Первушину, который капитально его отремонтировал и открыл в нем лучшую в городе гостиницу «Лондон». Такое название часто обыгрывалось местными шутниками. Александр Островский в пьесе «Бесприданница» изобразил Кострому под именем Бряхимова, а «Лондон» переделал в «Париж».

Летом 1858 года приехал и остановился в одном из номеров гостиницы Первушина поэт Николай Некрасов, предполагавший поохотиться в окрестностях Костромы. Ему требовалось найти спутника по охоте, который мог бы показать богатые дичью места. Утром Николай Алексеевич пил чай, сидя у окна и глядя на площадь. Он увидел человека, увешанного связками битой птицы. Некрасов послал за ним слугу, и тот вскоре привел охотника, оказавшегося крестьянином из деревни Шода Костромского уезда Гаврилой Яковлевичем Захаровым. Позднее Гаврила стал постоянным спутником Николая Алексеевича в его экспедициях по костромским лесам и болотам. Сметливый и наблюдательный егерь многое порассказал писателю о примечательных местных событиях, очевидцем которых бывал, - один из его рассказов об убийстве здешним лесником двух захожих торговцев поэт положил в основу сюжета своей знаменитой поэмы «Коробейники», изданной им в 1861 году с посвящением «другу-приятелю».

Впрочем Николай Некрасов был не первым известным поэтом, жившим в «доме Борщова». Здание, лучшее в городе, являлось резиденцией коронованных особ при их проездах через Кострому. В 1834 году в нем останавливался Николай I, в 1837 году - наследник престола, будущий император Александр II.

Последнего в поездке по России сопровождал его воспитатель поэт Василий Жуковский. За недолгое пребывание в Костроме Василий Андреевич не только осмотрел местные достопримечательности и познакомился со здешними литераторами, но и принял и поддержал видного краеведа Михаила Яковлевича Диева, подвергшегося преследованиям со стороны костромского архиерея за то, что будучи священником массу времени и сил уделял историческим и этнографическим изысканиям.

В 1865 году произошел пожар в новопостроенном здании городского театра на Павловской улице. Его восстанавливали два года, в продолжении которых труппа давала представления в доме Первушина.

После отмены крепостного права в России был проведен ряд буржуазных реформ. Наиболее последовательная из них - судебная, осуществленная в 1864 году. Вместо старого сословного суда - цитадели взяточничества и крючкотворства - учреждался новый, гласный суд с участием присяжных заседателей. Реформа вводилась в стране постепенно - лишь в мае 1871 года в Костроме был открыт окружной суд для разбора уголовных и гражданских дел всех сословий. Заждавшиеся костромичи приготовили для него щедрый подарок - на собранные среди населения деньги купили и передали суду дом Первушина.

С конца прошлого века в окружном суде все чаще разбираются дела участников революционного движения. В связи с этим в 1906 году боевая дружина Костромского комитета РСДРП совершила налет на здание суда с целью захвата следственных материалов своих арестованных товарищей.

В конце 1917 года окружной суд был ликвидирован, и в здании разместилось множество разных учреждений. Тогда оно отапливалось печами - в каждой почти комнате стояла «буржуйка» (город переживал топливный кризис), труба которой выводилась в форточку, - на фотографии дом походил на ощетинившегося ежа.

Сейчас в здании располагается Костромской районный суд.

В подготовке статьи использованы материалы книги Виктора Николаевича Бочкова «Старая Кострома». Фото автора и с сайта starina44.ru.

 

Партнеры спецпроекта:

Костромская областная общественная краеведческая организация "КОСТРОМСКАЯ СТАРИНА"
тел.: (4942) 47-27-80 www.starina44.ru

Новости партнеров