Информационный портал "Город Кострома"
Курс ЦБ 100,68 106,08
Спецпроект "Забытая Кострома"

35-метровая Пожарная каланча в центре Костромы восхищала писателей и императоров

Творение Петра Фурсова завершило оформление центральной площади города по периметру и стало самой высокой доминантой центра города.

Главная картинка новости: 35-метровая Пожарная каланча в центре Костромы восхищала писателей и императоров

Скученная деревянная Кострома (в 1904 году 84% всех домов в городе были деревянные) не раз страдала от опустошительных пожаров. Страшный пожар в мае 1773 года уничтожил по существу весь город. Для борьбы с огнем еще в XVIII веке было учреждено пожарное депо и выстроены деревянные каланчи, но последние подчас и сами загорались. Поэтому в предписании губернатора объявлялось: «Не мешает здесь приличной каланчи, которая бы вместе и служила городу украшением и оградила каждого обывателя безопасностью во время пожарных случаев».

Проекты каланчи и гауптвахты Пётр Фурсов составлял почти одновременно, а в контракте на постройку оговаривалось, что все работы должны вестись «по данному плану и фасаду без малейшего отклонения... по показанию господина губернского архитектора».

Каланча решена в виде античного храма почти кубического объема с шестиколонным портиком.

Над карнизом основного здания возведен аттиковый этаж, как бы смягчающий переход к восьмигранному дозорному столбу, сужавшемуся кверху. Венчает все сооружение великолепная и очень высокая наблюдательная вышка с беседкой-фонариком.

Вышка может считаться отдельным произведением искусства, настолько тщательно продуманы и проработаны ее детали. Сам восьмигранник башни сплошь покрыт мелким рустом, отчего она выглядит не массивной, а легкой и даже ажурной.

Башня как бы «вырастает» из основания-восьмерика, окруженного маленькими тосканскими портиками с четырех сторон. После разрушения в 1930 году колокольни Успенского собора Костромского кремля каланча стала самой высокой доминантой центра города. Общая её высота составляет 35 метров.

Архитектурное решение каланчи не только соответствовало функциональным задачам сооружения, но и помогло органично включить каланчу в композицию ансамбля площади в качестве выразительной вертикали, контрастирующей со стелющимися аркадами рядов. Писатель Алексей Писемский, лично знавший архитектора, сформулировал впечатление, которое производят постройки Петра Фурсова. В романе «Люди сороковых годов» выведен «даровитейший архитектор, академического еще воспитания, пьянчуга, нищий, не любимый ни начальством, ни публикой. После него в губернском городе до сих пор остались две-три постройки, в которых вы сейчас же замечали что-то особенное, и вам делалось хорошо, как обыкновенно это бывает, когда вы остановитесь, например, перед постройками Растрелли».

Творения костромича своеобразно действовали даже на таких нечутких к искусству людей, как Николай I. В своих мемуарах «Из прошлого» известный публицист Нил Колюпанов, рассказывая о посещении императором в 1834 году Костромы, сообщает, что он «долго стоял и любовался каланчой, а затем сказал: «Такой у меня в Петербурге нет». После этого за ней закрепилась слава лучшей пожарной каланчи российской провинции.

С окончанием постройки в 1826 году гауптвахты и каланчи оформление центральной площади по периметру было завершено - всего на это потребовалось около сорока лет. Уже тогда она вызывала восхищенные отзывы современников. Так, Павел Сумароков в книге «Прогулки по 12 губерниям с историческими и статистическими замечаниями в 1838 году» писал: «Мало таких приятных, веселых по наружности городов в России. Кострома - как щеголевато отделанная игрушка».

Во второй половине XIX века каланча несколько раз перестраивалась. В 1860-х годах к зданию были пристроены обширные боковые крылья для размещения в них пожарного депо.

Пожарная каланча Костромы практически все время своего существования использовалась только по назначению, и даже до недавнего времени здесь продолжало размещаться областное управление пожарной охраны.

В 2005 году каланча была передана Костромскому музею-заповеднику. Фонарь башни используется для размещения антенн сотовой связи.

В 1830-х годах облик площади еще не сформировался окончательно - она выглядела слишком пустынной. Не хватало какого-то сооружения, которое бы объединило в единый ансамбль все восемь полуокруживших площадь зданий. Таковым необходимым сооружением оказался памятник царю Михаилу Романову и крестьянину Ивану Сусанину.

О нем – в следующем материале.

В подготовке статьи использованы материалы книги Виктора Николаевича Бочкова «Старая Кострома». Фото автора и с сайта starina44.ru.

 

Партнеры спецпроекта:

Костромская областная общественная краеведческая организация "КОСТРОМСКАЯ СТАРИНА"
тел.: (4942) 47-27-80 www.starina44.ru

Новости партнеров