«Главная проблема XRAY в том, что он не Mercedes и не двадцатилетний японец с левым рулем», — с этой фразы начинается история владения автомобилем, который многие оценили лишь после снятия с производства. Владелец одиннадцатого по счету автомобиля в семье купил Lada XRAY спонтанно в 2021 году, когда выбор за вменяемые деньги был крайне ограничен. За 750 тысяч рублей он получил то, что позже назовет «самой недооцененной покупкой».

Двигатель, которому завидуют конкуренты
Сердцем автомобиля стал вазовский 1,6-литровый мотор с чугунным блоком, но с международной «начинкой»: безвтыковые поршни Federal Mogul, сальники Renault, гидрокомпенсаторы INA и ремкомплект Gates. «Ресурсу этого двигателя сильно завидуют корейцы, немцы и даже современные японцы», — утверждает владелец, ссылаясь на опыт автосервисов, где такие моторы видят с пробегами за 300 000 км.
Международная сборка на платформе Renault
Машина построена на проверенной платформе B0 от Renault — той самой, что используется в Duster и Sandero. Передняя и задняя подвеска, рулевое управление с классическим гидроусилителем (без проблемной электрики ранних версий), тормозная система — все эти агрегаты зарекомендовали себя как надежные. Коробка передач — вазовская, с длинными передачами. Небольшой вой на первых двух передачах компенсируется хорошей шумоизоляцией.
Неожиданные детали и реальный расход
Внутри XRAY оказался настоящим интернационалом:
Сцепление Valeo
Генератор Nissan
Стартер Valeo
Подшипники SKF в КПП
Расход топлива показывает скромный: 9 литров по городу без пробок, 10 литров на трассе при скорости 130-150 км/ч. «Если ехать по правилам, можно уложиться в 7 литров», — уточняет владелец. Расхода масла нет даже после солидного пробега.
Заводская забота о долговечности
Особенно впечатлила владельца антикоррозийная защита: кузов из оцинкованных панелей (включая крышу!), все днище покрыто гравитексом, а под двигателем — стальная защита вместо дешевого пластикового брызговика. Клиренс позволяет съезжать с асфальта без опаски.
Комфорт и практичность
Салон по уровню комфорта соответствует международному классу «B», значительно опережая одноклассников вроде Granta. Передним пассажирам просторно, сзади тесновато, но для владельца это не стало проблемой. Багажник с сложенными сиденьями впечатляет: «Лодка ПВХ 3,6 м, мотор 9,8 л.с. плюс барахло — умещается легко, и пружины не проседают как на двадцатилетней Mazda».
Итог: автомобиль, который оценили слишком поздно
«Если не придираться и иметь опыт владения другими авто, можно с уверенностью сказать: за эти деньги ты получишь машины больше, чем за нее заплатил», — резюмирует владелец. Он считает, что шведы Бу Андерссон и Стив Маттин создали отличный автомобиль для своих денег. И очень жаль, что россияне по-настоящему оценили XRAY лишь после того, как его производство прекратилось.
Эта история доказывает: иногда стоит доверять не стереотипам, а технической составляющей — даже если на машине красуется знак Lada.
Материалы по теме:
Взял OMODA C7 и изучил машину вдоль и поперек - через 2700 км вынес вердикт
Купил новенький Haval F7, через 1200 км бегу писать отзыв - не могу скрывать эти подробности