С 1 декабря в Костромской области на ряде пригородных маршрутов начинает действовать новая зональная система оплаты проезда. Одновременно на маршруты выходят 43 новых автобуса. Власти ответили вопросы журналистов ko44.ru: оборудуют ли в городе новые полосы для транспорта и будут ли организованы бесплатные пересадки.
Какие изменения произойдут
Значительных изменений в существующей маршрутной сети не планируется. Новая транспортная модель вводится на пригородных направлениях, чтобы лучше контролировать перевозки, учитывать пассажиропоток и уйти от оплаты наличными водителю. Это также позволит поэтапно обновлять автобусы.
Власти подчеркивают, что работа по обеспечению транспортной доступности отдалённых населённых пунктов ведётся постоянно. Расписание автобусов составляют с учётом реального пассажиропотока и согласовывают с местными администрациями. Если от муниципалитетов или жителей поступают предложения по изменению расписания или открытию новых маршрутов, их рассматривают. В местах, куда невозможно организовать регулярное автобусное сообщение из-за плохих дорог, проблему решают с помощью муниципального транспорта или выездных мобильных бригад соцслужб.
Власти также рассказали, что сейчас пересадки между межмуниципальными маршрутами бесплатны не предусмотрены. Но этот вопрос активно обсуждается. Выделение дополнительных полос для общественного транспорта не планируется.
Платить будем по-новому
Самое заметное для пассажиров нововведение — изменение системы оплаты проезда. С 1 декабря 2025 года на пригородных маршрутах, связывающих районы с Костромой, вводится зональный принцип.
«Пассажиры будут оплачивать не километры, а зоны, которые они проехали. Первая зона — 10 километров от Костромы — цена 42 рубля. Вторая и последующие — по 5 километров, соответственно по 21 рублю каждая», — разъяснили в департаменте транспорта.
Изменения произойдут на 30 маршрутах, перевозки пассажиров по которым обеспечивает АО «Костромское ПАТП №3», а также на маршрутах:
• № 102 «Кострома – Никольское» (ИП Чернов И.Г.);
• № 108 «Кострома – Аганино» (ООО «Костромское ПАТП №2»);
• № 116 «Кострома-Раслово-Судиславль» (ОАО «Судиславское АТП»);
• № 177 «Кострома – Ивановское – Красное» (ОАО «Красноермтехпредприятие»);
• № 387 «Кострома – Апраксино» (ИП Горбонос В.И.);
• № 104 «Кострома – Василево (ч/з Будихино)», № 115 «Кострома – Красное»;
• № 117 «г. Кострома – п. Судиславль»;
• № 118 «Кострома – Подольское»;
• № 393 «Солнечный – Никольское» (ИП Дадашев К.З.). На остальных маршрутах стоимость проезда пока не изменится.
На линии выйдут новые автобусы
Параллельно идёт масштабное обновление автобусного парка. Благодаря федеральной поддержке на эти цели в областном бюджете на три года заложено более 700 миллионов рублей. Завершена закупка 43 новых автобусов разных классов: от малых до особо больших. Из них 34 будут использоваться на пригородных маршрутах областного центра, остальные – на маршрутах Буйского, Галичского, Межевского округов и Костромского района. Это увеличит долю транспорта с нормативным сроком эксплуатации и поможет достичь целей Указа Президента РФ по улучшению качества жизни к 2030 году, сообщили в пресс-службе.
Отдельно власти ответили на ряд конкретных вопросов от жителей. Выделение отдельных полос для общественного транспорта в планах не значится. Вопрос о возможности бесплатной пересадки между пригородными маршрутами прорабатывается, но такой возможности пока нет.
Проводить массовый опрос населения об организации перевозок также не планируется. Вместо этого с 24 ноября для всех пассажиров открыта круглосуточная горячая линия Навигационного центра, где можно задать вопросы о новой системе оплаты. Телефон горячей линии: 8 (4942) 49-60-02.
Дефицит водителей и ремонт автобусов
Главной проблемой в работе транспорта власти называют нехватку водителей. Причины — высокая конкуренция на рынке труда, низкий престиж профессии и уход опытных кадров на пенсию. Молодёжь неохотно идёт в эту сферу, так как получение прав нужной категории требует времени.
Также в департаменте сообщили, что в 2025 году на поддержку муниципальных проектов в сфере общественных инициатив по направлению «Дорожная деятельность» выделено 100 миллионов рублей. Из них 40,8 миллиона рублей привлечены из внебюджетных источников. В рамках программы победителями признаны 39 объектов, а с привлечением дополнительных средств — еще восемь объектов.
Стоимость проезда в общественном транспорте
Напомним, с 1 октября в Костроме подорожал проезд в городских автобусах и троллейбусах. Решение принято после обращения перевозчиков в департамент регулирования цен и тарифов.
Теперь одна поездка по безналичному расчёту стоит 35 рублей, а при оплате наличными — 40 рублей. Прежние тарифы действовали с 2023 года и основывались на экономических показателях 2022 года.
Перевозчики объяснили необходимость повышения ростом затрат. По их данным, реальная себестоимость одной поездки достигает 60 рублей. За последние годы заметно выросли цены на топливо, запчасти, расходные материалы и лизинговые платежи за новые автобусы. Субсидии из областного бюджета, которые превышают миллиард рублей, не покрывают всех расходов компаний.
При этом в Костроме действуют 29 льготных категорий граждан, а стоимость проезда по карте до сих пор была одной из самых низких в Центральном федеральном округе — всего 30 рублей. В среднем по ЦФО аналогичный тариф составляет около 40 рублей.
Мнение жителей
Повышение тарифов на городской транспорт в Костроме вызвало бурное обсуждение среди пассажиров. Многие жители в соцсетях выражают недовольство и делятся личными историями, связанными с новыми правилами. Родители жалуются на отмену льгот для студентов, пассажиры — на безбилетников и нерегулярное движение автобусов, а кто-то считает рост цен закономерным.
Особое беспокойство у жителей вызывает вопрос о льготах. Многие спрашивают, подорожают ли льготные проездные и нужно ли доплачивать, если абонемент куплен заранее. Представители департамента транспорта уточнили, что для уже оплаченных проездных доплат не потребуется, а льготы для школьников, студентов и других категорий сохранятся.
Одна из жительниц рассказала, что её ребёнок поступил в Костромскую государственную сельскохозяйственную академию, но в МФЦ им отказали в оформлении льготного проездного.
Ребёнку приходится ездить с пересадками по полному тарифу, — поделилась мама.
Другой пассажир обратил внимание на проблему безбилетного проезда. Он предположил, что часть водителей может не пробивать билеты, оставляя деньги себе.
Ловите зайцев, а водителей не хотите проверить? Ведь многие не дают билеты и кладут деньги себе в карман, — написал он, указав конкретные маршруты.
В ответ на это официальная страница организатора перевозок попросила жителей сообщать о таких случаях по телефону горячей линии или через сайт.
Многие отмечают, что автобусы часто ходят с большими интервалами. Одна из горожанок пожаловалась:
Сейчас ходят друг за другом, боятся, видать, потеряться, пройдут все хором, потом ждёшь по двадцать минут.
Представители транспортной службы объяснили это дорожной обстановкой и другими внешними факторами, но подчеркнули, что за невыполнение рейсов перевозчиков штрафуют.
Среди комментариев звучит и резкая критика. Однако не все пассажиры настроены столь категорично. Некоторые признают, что рост цен на проезд — общая тенденция.
Цены на всё растут постоянно, так почему на проезд цена расти не может? Вы что, обеднеете, если на пару сотен рублей в месяц больше заплатите за проезд? — рассуждает горожанин в соцсетях.
В обсуждении звучат и и предложения. Например, житель просит вернуть троллейбусы, которые, по его мнению, могли бы улучшить ситуацию. Другие требуют обновить автобусный парк, если стоимость поездки приближается к заявленной перевозчиками себестоимости в 60 рублей.